Компания Just AI провела исследование и спрогнозировала развитие рынка разговорного искусственного интеллекта (ИИ) до 2025 года. Аналитика охватывает инструменты и платформы разговорного ИИ: технологии для синтеза и распознавания речи, голосовой активации, платформы для анализа речи, решения для исходящих обзвонов и в сфере кастомных голосовых ассистентов для бизнеса, входящую телефонию и умный IVR, разработку чат-ботов на заказ.
Структура рынка
Рынок разговорного ИИ можно разделить на четыре группы: инструменты и платформы; решения и сервисы; каналы (голосовые ассистенты, мессенджеры); смежные рынки (контакт-центры, интеграторы, CRM-системы). Предметом исследования Just AI стали первые две группы.
1. Инструменты и платформы разговорного ИИ:
- Речевые технологии: синтез и распознавание речи, клонирование голосов, речевая биометрия, голосовая активация.
- NLP/NLU/DM-платформы: понимание и генерация естественного языка, управление диалогом, интеграции, модели машинного обучения (ML-модели). NLP — обработка естественного языка, NLU — понимание естественного языка, DM — управление диалогами.
- Low-code/No-code конструкторы ботов: средства визуальной разработки диалоговых сценариев в голосовых или текстовых каналах.
- Речевая аналитика: платформы анализа речи для определения качества диалога между людьми.
2. Решения и сервисы включают:
- Решения для государственных и муниципальных органов власти — исследователи выделяют их в особую группу, поскольку сегмент отличают значительный размер, а также особый способ работы с целевым клиентом и логика масштабирования.
- Решения для исходящих обзвонов.
- Решения в сфере кастомных голосовых ассистентов для бизнеса, навыков для умных устройств и метаассистентов («Алиса», «Маруся» и другие), входящая телефония и умные IVR, разработка чат-ботов на заказ.
Операторов метаассистентов, производящих умные устройства или управляющих ассистентами для потребительского рынка («Яндекс» в части ассистента «Алисы» и умных колонок, «Сбер» с ассистентами «Салют», Mail.Ru Group с «Марусей»), аналитики отнесли в категорию каналов, в данное исследование они не включены. Также в него не попали компании, занимающиеся извлечением данных из текстовых документов и машинным переводом.
В области разговорного ИИ в России сильно заметна доля государства как заказчика, на рынке существует несколько игроков, которые практически полностью специализируются на госзаказах. В этой связи Just AI приводит две оценки рынка — с учетом госзаказов и без них, а также отдельно анализирует динамику рынка в группах без учета госрешений.
Игроки по сегментам
На рынке разговорного ИИ в России работают более 100 компаний, многие из них растут на 200−400% в год. Далеко не всегда они конкурируют между собой: значительная часть игроков специализируется на отдельных отраслях, типах заказчиков и технологиях и может доминировать в своих сегментах, даже имея небольшую долю на рынке в целом.
- Самый большой сегмент на российском рынке разговорного ИИ — решения для государственных и муниципальных учреждений, где доминирует группа компаний ЦРТ.
- В речевых технологиях (ASR/TTS/Biometry) наибольший объем рынка приходится на ЦРТ, Yandex.Cloud, «Тинькофф», «ASM Решения», 3iTech.
- В области платформ речевой аналитики лидируют Speech Analytics, CallScoring, 3iTech, также сюда вошли «Тинькофф» и «Ростелеком».
- В сегменте No-code/Low-code конструкторов наиболее заметными игроками на текущий момент являются Just AI и Botmother.
- В сегменте NLP/NLU/DM-платформ лидируют Just AI, «Наносемантика» и ЦРТ.
- В исходящих телефонных коммуникациях — Neuro.net и Zvonobot.
В связи с комфортным порогом входа в рынок больше всего игроков работает в сегменте кастомных ассистентов, решений для клиентской поддержки, навыков для ассистентов, входящего IVR, решений для рекрутинга и HR. Здесь представлены компании с самым разным технологическим бэкграундом и объемом выручки — от крупных вендоров и интеграторов до небольших независимых студий.
Игроки по объему выручки
По объему выручки абсолютным лидером рынка с более чем 1 млрд руб. в год является ЦРТ, в структуре выручки группы компаний более 80% занимает доход от государственных контрактов. Just AI c объемом выручки в 500 млн руб. за 2020 год фокусируется на сегментах NLP/NLU/DM-платформ, No-code/Low-code конструкторов и кастомных голосовых ассистентов.
В категории компаний с выручкой в 200 млн руб. в год представлены Yandex.Cloud (речевые технологии), 3iTech (решения для госсектора, речевые технологии и платформы речевой аналитики) и «АТС Аэро» (решения для госсектора, исходящие телефонные коммуникации). При этом в структуре выручки 3iTech не менее 60% занимает доход от государственных контрактов. В группе компаний с 100 млн руб. годовой выручки отмечены «Наносемантика» (NLP/NLU/DM-платформы), Neuro.net и Zvonobot (исходящие телефонные коммуникации).
Объем рынка
Объем рынка разговорного ИИ в России пока невелик: $44 млн или $76 млн с учетом госзаказов. Общий рост с 2015 года составил 1288%, в среднем индустрия прибавляет 46−93% от года к году. В ближайшие пять лет рынок сохранит динамику роста от 38% до 81% и в 2025 году выйдет на уровень $561 млн, прогнозируют в Just AI.
Сегменты рынка растут неравномерно, и прогнозы их роста также различны. В 2020 году наибольшими сегментами на рынке были речевые технологии и NLP-платформы. Быстрее всего росли сегменты решений и NLP-платформ.
Через пять лет, по прогнозам Just AI, половину всего российского рынка займет сегмент специализированных решений для бизнеса, в том числе предприятий среднего и малого бизнеса (СМБ). Таргетированные на определенные бизнес-задачи и отрасли разговорные ИИ-решения — такие как голосовой поиск по каталогу для ритейла, виртуальные ассистенты для ЖКХ, роботизированные обзвоны для возврата клиентов, чат-боты для отелей — будут ежегодно прибавлять 100−120%, интерес к ним уже проявляют медицина, HoReCa, e-commerce, туризм, индустрия красоты.
Компания Gartner отметила в отчете за 2020 год, что рынок разговорного ИИ прошел пик завышенных ожиданий. Выход на плато продуктивности следует ожидать в горизонте 5−10 лет: по чат-ботам и виртуальным ассистентам к 2022−2025 годам, по CUI (Conversational User Interfaces, разговорные пользовательские интерфейсы) — к 2025−2030 годам.
Рынок по сегментам: прогноз развития
- Сегмент речевых технологий возник на рынке одним из первых. С увеличением доступности моделей и датасетов рынок постепенно коммодизируется, а с появлением новых игроков и инхаус-разработок столкнется с существенным ценовым давлением. Так, «Тинькофф» и Just AI активно инвестируют в собственные технологии и продукты сегмента речевых технологий.
- Сегмент NLP/NLU/DM-платформ ускоряет рост, это происходит за счет вовлечения новых сегментов бизнеса и разработчиков в сферу разговорного ИИ. Ближайшие несколько лет продукты не будут общедоступными из-за сложности ML-управления диалогами. Запросы на NLP-платформы со стороны крупного бизнеса продолжат расти еще несколько лет, это будет происходить за счет включения новых отраслей и расширения сферы применения NLP-платформ.
- С увеличением интереса к разговорному ИИ со стороны СМБ-компаний сегмент No-code/Low-code конструкторов начнет активно расти. Платформы продолжат специализироваться под узкие задачи и предоставление готовых шаблонов и инструментов. Дополнительным источником роста станет все большее распространение интерактивных элементов управления в диалогах.
- Сегмент речевой аналитики в ближайшие годы ждет умеренный рост. Он может замедлиться с развитием NLP-технологий и отказом контакт-центров от штата сотрудников. Тогда платформы начнут мигрировать в новые бизнес-приложения и специализироваться.
- Сегмент исходящих телефонных коммуникаций бурно рос в 2019−2020 годах, до 2022 года эта тенденция сохранится. Далее стоит ожидать правового регулирования, направленного на борьбу против спама, а также широкого распространения технологий защиты от него. По прогнозу Just AI, это приведет к падению рынка. После адаптации к новым ограничениям сегмент продолжит рост, возможно, в новых сферах и отраслях.
- Кастомные ассистенты, решения для клиентской поддержки, навыки для ассистентов, входящий IVR, решения для рекрутинга и HR в перспективе разделятся на подсегменты. Рост будет ускоряться вместе с появлением новых разработчиков и вовлечением новых категорий клиентов из СМБ, а дополнительным стимулом станет увеличение рынка ассистентов и умных колонок.
- Количество умных колонок и экранов от «Яндекса», «Сбера» и Mail.Ru Group на руках у населения к 2025 году превысит 20 млн штук, что существенно увеличит спрос на создание навыков и приложений с использованием технологий разговорного ИИ.
Тренды рынка
Ключевой тренд 2021 года — быстрое появление новых устройств, продуктов и технологий. «Сбер» представил устройство SberBox Top, превращающее телевизоры в устройства для конференц-связи и работы с мультимедиа. Банк также приобрел бизнес-мессенджер Jivo, выводит на рынок ASR/TTS, интегрирует ассистентов «Салют» со Smart-TV Huawei и BBK. «Яндекс» в марте раскрыл объем продаж умных колонок за 2020 год — продано 1,3 млн устройств, и вывел линейку «Станция Лайт». При этом наблюдается дефицит колонок в ритейле: Mail.Ru Group интегрировала ассистента «Маруся» в социальную сеть «ВКонтакте», а в июне представила «Капсулу Мини».
Исследователи отмечают, что от стратегий «Сбера», «Яндекса» и Mail.Ru Group во многом зависит вектор дальнейшего развития индустрии в России. Крупные компании могут способствовать этому, если будут создавать открытые и конкурентные экосистемы разработчиков, заключать технологические партнерства, формировать среду для акселерации стартапов и инвестировать в них, считают в Just AI. В США такой стратегии придерживаются Google и Amazon, которые создали специализированные фонды для инвестиций и развития рынка Google Assistant Investment Fund и Alexa Fund. Иногда компании инвестируют в стартапы совместно, оставляя основателям и другим соиневсторам возможность контролировать свои компании.
Исследователи считают возможным и другой сценарий, когда российские корпорации затормозят или вовсе остановят развитие конкурентного рынка. «Для этого достаточно использовать жесткие, закрытые и агрессивные стратегии конкурентной борьбы: создавать высокие барьеры для использования технологий, осуществлять демпинг, выкупать бизнесы, стартапы и технологии целиком, нанимать на работу лучших специалистов, причем за любые деньги, или копировать идеи молодых стартапов, не давая им шансов развиться за рамками экосистем корпораций», — говорится в документе.
Растет тренд на создание кастомизированных ассистентов для бизнеса. В США это видно по запуску платформы Alexa Custom Assistant, в России — по сфере финтеха и телекома. «Альфа-банк» вывел на ограниченный трафик ассистента «Альфа», ВТБ сделал лимитированный запуск первой версии своего голосового помощника, «Тинькофф» активно развивает ассистента «Олега» не только как финансового помощника для клиентов своего банка, но и и продвигает его функцию защиты от спам-звонков для мобильных абонентов. «Мегафон» запустил виртуального секретаря «Еву».
В России тренд также заметен в госсекторе: у Почты России есть голосовой помощник для обработки запросов на горячей линии, у Минздрава — голосовой ассистент «Виктория» для записи в поликлиники, на сайте Госуслуг — робот-помощник «Макс».
Методология
В исследовании использовались данные из трех источников. Во-первых, инсайдерские знания о рынке. Во-вторых, аналитики построили общую карту участников рынка и оценили их выручку на основании исторических данных бухгалтерской отчетности, доступных в системе «Контур.Фокус». По компаниям, где разговорный ИИ не является единственным направлением деятельности, проводилась дополнительная проверка, экспертные опросы и оценка. В-третьих, в Just AI провели серию интервью с участниками рынка, такими как «Тинькофф», Yandex.Cloud, 3iTech и другими, что позволило дополнить количественный анализ.