5 июне 2024 года группа «Тинькофф» сменила название на «Т-Банк», вызвав целую палитру эмоций у аудитории: негодование, удивление, гнев, торг. В компании такое решение объяснили ассоциацией буквы «Т» со щитом, которая теперь станет визуальным атрибутом всех продуктов и сервисов. Sostav узнал у экспертов креативной сферы, смогут ли клиенты банка достичь стадии «принятия» нового логотипа, а также вспомнил другие ребрендинги крупных банков.
«Сомнительно, но О'кэй»
Упрощение — ожидаемый путь, по которому пошел «Тинькофф», считает Николай Артамонов, владелец и креативный директор брендингового агентства « Отличности ». Это общий тренд, который сейчас характеризует российский и зарубежный рынки. Сначала постепенно уходили от геральдики к упрощению считывания, теперь пришли к сокращению названия, дополняет Максим Тужакаев, креативный директор направления айдентики брендингового агентства DDVB . Такой подход можно только поприветствовать.
Максим Тужакаев, креативный директор направления айдентики, брендинговое агентство DDVB:
Жёлтый банк остался желтым, буква "Т" присутствует, преемственность и узнаваемость сохранится. Большинство людей по привычке будут называть его "Тинькофф", а потом перейдут на "Т". Вообще, прекрасная цикличность. У "Тинькофф" еще во времена пивных ресторанов знаком была именно буква "Т", и даже пиво такое существовало (со слоганом "Перейдем на Т"). Все как-будто вернулось к истокам на совершенно другом витке развития, но уже без Олега Тинькова* (внесён Минюстом РФ в список иноагентов — прим. Sostav).
Уйти от ассоциации с человеком было логичным решением, дополняет Василий Рубан, директор агентства « Штольцман и Кац ». Опасно иметь схожие характеристики с личностью, чьи качества бессознательно применяются к продуктам. Понятный риск, понятное решение о смене названия.
Василий Рубан, директор агентства «Штольцман и Кац»:
"Т-Банк" так и останется "Тинькофф" или "Тиньк" среди людей, по крайней мере, в ближайшие годы. Такие закоренелые названия быстро не забыть. В случае со "Сбером" ситуация отличалась тем, что "Сбербанк" в народе так и звали: "Сбер".
Андрей Горнов, основатель брендингового агентства Getbrand, вспоминает, что ребрендинг нынешнего «Сбера» тоже не сразу воспринимали, но со временем ситуация изменилась. Как к этому ни готовься, реакцию отторжения нового проекта просто не избежать, утверждает эксперт.
Андрей Горнов, основатель брендингового агентства Getbrand:
Ребрендинг "Тинькофф" — это не только следствие внешних обстоятельств, но и логичное развитие крупного игрока рынка, когда банк превращается в настоящую экосистему. В аналогии с T-shaped специалистами —концепция, согласно которой есть уникальные разносторонние развитые специалисты, способные стать для компании лидерами абсолютно нового уровня — появился "T-Банк".
Т — Технологичность? Тренды? Ты?
Палитра инструментов нового логотипа небогата, отмечает Николай Артамонов. Возможно, идея заключается в создании некой «болванки», на которой потом можно построить айдентику.
Николай Артамонов, владелец и креативный директор брендингового агентства «Отличности»
Но при таком подходе "Тинькофф" рискует устать от однообразия и нехватки инструментов для развития визуальной коммуникации. По этой причине она может зайти в тупик. На данный момент айдентика свою функцию выполняет, но важно, как креативные и арт-директора будут развивать ее в дальнейшем.
Сергей Гурьянов, арт-директор OTVETDESIGN не уверен, что с точки зрения дизайна такое решение было лучшим. Можно было подобрать и более подходящие элементы, считает эксперт. Но вместе с тем, и явного негатива подход не вызывает.
Виктор Смирнов, руководитель креативной группы в Otvetdesign:
Что касается в принципе решения с "Т" — сомнительно, но о'кэй. Силы воли полностью порвать с харизмой и образом экс-владельца не хватило, буква "Т" в сознании все равно крепко связана с конкретным человеком. Интересно будет последить за тем, какие смыслы в эту литеру станет вкладывать "Тинькофф". То есть уже не "Тинькофф".
Технологичность? Тренды? Ты? Задел на будущий креатив тут хороший. Но усилий потребуется много.
Леонид Фейгин, совладелец и креативный директор брендингового агентства DDVB, не считает последний рестайлинг «Банка Тинькофф» ребрендингом. Это просто техническая работа, сделанная быстро, но достаточно грамотно. Иконка на экране мобильного телефона теперь заметна.
Леонид Фейгин, совладелец и креативный директор брендингового агентства DDVB:
Крупная буква "Т" — это хорошо, но ее графические достоинства я предлагаю не обсуждать.
Я не считаю правильным решение оставлять щит, потому что нет уже Тинькова, нет личной харизмы. Последняя версия приложения называется "Т-защита". В сочетании с желтым щитом это похоже на страховую или охранную компанию. Это заставляет задуматься над тем, что все-таки нынешнему банку "Тинькофф" нужна своя платформа, уже не связанная с Олегом Тиньковым. Платформа со своими ценностями, своей идеей. И при чем тут щит — надо либо объяснить, найти ему новую ценность, либо от него отказаться и идти своей дорогой.
Валерия Репина, основатель и креативный директор Repina branding :
Любой ребрендинг предполагает не формальное изменение названия и визуала, а работу со смыслами и позиционированием. Явно не хватило хотя бы расшифровки буквы. Что означает Т-банк? Такое событие можно было бы использовать для актуализации идеологии банка, его ценностей и достижений. Но этого не было озвучено.
Успех нового бренда «Т-банк» среди аудитории будет зависеть от эффективности коммуникационной кампании по разъяснению причин и преимуществ ребрендинга, уверен Даниил Шумаков, арт-директор Radar . Важно, чтобы клиенты чувствовали непрерывность и улучшение в обслуживании и восприятии бренда. Сильная маркетинговая стратегия и положительные изменения в сервисе помогут закрепить новый логотип и название среди клиентов.
Об остальных громких ребрендингах в банковской сфере последних лет читайте в подборке Sostav.
Отказ «Сбера» от «Банка»
Один из самых запоминающихся ребрендингов принадлежал «Сберу»: в 2020 году — «Сбербанк» укоротил своё название, чем привлек внимание всего профессионального сообщества. Такое решение объяснили развитием: на протяжении многих лет «Сбербанк» внедрял инновации, что позволило превратить традиционный банк в продвинутую финтех-компанию с цифровыми финансовыми сервисами.
Нейминг и логотип разработало агентство Landor&Fitch, в новом позиционировании хотели сохранить основные ценности компании и в то же время придать дух новаторства и вдохновения. Обошлось без радикальных сокращений: как более краткая и узнаваемая версия, был выбран нейминг «Сбер», который охватил все направления экосистемы. Так, каждый бренд в структуре мог рассматриваться как суббренд с приставкой в имени, например, «СберМаркет», «СберЛогистика» и другие.
Сокращение до трёх букв ПСБ
В 2019 году ребрендинг коснулся «Промсвязьбанка»: чтобы упростить произношение названия для своих клиентов, в компании перешли на аббревиатуру «ПСБ» или «ПСБ Банк». В новом логотипе ромб рядом с тремя буквами приобрел более острые углы, исчезло написание латиницей. При этом сохранилась преемственность в форме и в оранжевом и синим цветах. Официальное наименование банка осталось прежним.
Как рассказала изданию «Банковское обозрение» директор департамента маркетинга «Промсвязьбанка» Елена Мелихова, банк стал кредитной организацией с государственным участием. Ребрендинг призван сделать облик ПСБ более целостным, соответствующим его текущим позициям и задачам, и станет завершающим этапом перемен.
Оптимизация буквы «А» в «Альфа-банке»
В 2019-м году об переменах в визуальном стиле задумался «Альфа-Банк». Тогда нейминг писался другим шрифтом, а буква «А» в самом начале имела двойника: «А Альфа-Банк». На смену избыточной конструкции пришел облегченный вариант, где первую букву алфавита интегрировали в полное название — «Альфа-Банк». В остальном же слишком явных визуальных изменений не произошло: подчеркнутая буква «А» в логотипе стала писаться шрифтом Styrene A. Алексей Гиязов, директор по маркетингу «Альфа-Банка», подчеркнул, что прошлую версию лого разрабатывали под физические носители, а обновленный логотип и шрифт гораздо лучше вписываются в цифровую среду.
Больше приватности с «Уралсибом»
«Уралсиб | Банк 121», специализированное подразделение «Уралсиб», получило новые название, слоган и фирменный стиль в 2013 году. На смену прежнему наименованию пришло «Уралсиб | Private bank» от агентства Depot WPF. Изменения были вызваны инсайтами в ходе анализа бренда: «Уралсиб | Банк 121» недостаточно ярко передает уникальные черты банка. В частности, базовую ценность — индивидуальный подход к каждому клиенту.
Поэтому в коммуникации «Уралсиб| Private Bank» было решено сделать акцент на заботе о благосостоянии клиента и его семьи. Графические элементы и цветовая гамма бренда созвучны мировым брендам рынка Private Banking, что отражает глобальный подход к предоставлению услуг.
Новые горизонты «Банка России»
В конце января 2019 года Центральный банк Российской Федерации утвердил обновленный логотип и фирменный стиль. Его разработало брендинговое агентство OTVETDESIGN . Логотип сохранил замысел предыдущего знака, но стал более выверенным и законченным. Его детальность при этом была снижена для улучшения восприятия при масштабировании.
В айдентике одним из ключевых образов стала визуальная метафора горизонта. Это символ обширных возможностей и движения вперед, рассказал Владимир Федосеев, управляющий партнер Otvetdesign. Поэтому линия делит любые носители фирменного стиля «Банка России» на небо и землю. Использование разной плотности цвета для верхнего и нижнего блоков позволяет подчеркнуть такие черты, как устойчивость, надежность — для земли — и перспективы, умение смотреть выше — для неба, выполненного градиентом.
Потерянные крылья у ВТБ
После объединения банков ВТБ, ВТБ24 и «Банка Москвы», группа представила в 2017 году новый логотип. «Крыло», которое присутствовало на фирменном знаке ВТБ с 1990 года, превратилось в три горизонтальные полосы голубого цвета. Также внизу пропал слоган: «Мир без преград. Группа ВТБ». Новый фирменный стиль разработало агентство BBDO Branding.
Никакого ребячества с «Точкой»
Банк «Точка» в 2022 году впервые провёл большой ребрендинг с момента основания. Название не меняли, однако с цветами и визуалом решили поэкспериментировать. Раньше в логотипе было акварельное пятно с сочетанием розового и голубого цветов, что долгое время поддерживало образ «Точки» как банка для молодых предпринимателей. Но в новом визуальном стиле дизайнеры решили «уйти от наивности». Новым цветом бренда стал фиолетовый — как результат смешения прежних розового и голубого. К нему добавили сложные глубокие цвета и их градации.
Такой выбор Софья Масленникова, лидер команды бренда «Точка», объяснила взрослением клиентов компании: «Они не раздувают щеки и не надевают формальные пиджаки, чтобы казаться солиднее. Они остаются людьми с горящим сердцем, которыми двигают азарт и кураж».
Больше жёлтого у «Райффайзенбанка»
В 2019 году «Райффайзенбанк» решил дополнить свой образ дружелюбностью и легкостью в управлении финансами. Эту задачу поручили BBDO Branding: «Добавить искру в профессиональный и четкий образ "Райффайзенбанка", не меняя основные константы бренда». Агентство предложило объединить эмоциональный фотостиль и графику, при этом проведя четкий контраст между этими элементами.
Большое внимание уделили бренд-зоне: было важно поработать над узнаваемостью бренда среди других игроков рынка с желтым цветом в фирменном стиле. Чтобы выделиться среди них, команда агентства предложила использовать вертикальную форму логотипа.