2023 год оказался богатым на различные партнёрства, слияния и реструктуризации: Russ выкупила оператора наружной рекламы Gallery, ГК «Родная Речь» обновила структуру компании, OKKAM (ex dentsu Russia) переименовала свои агентства, а Group4Media создала ритейл-медиаагентство Era. Sostav представляет обзор главных сделок, покупок и партнёрств на рекламном рынке.
Покупки
- Группа компаний Russ приобрела 100% оператора наружной рекламы Gallery. Теперь 100% ООО «Медиа-1 Аутдор» принадлежат ООО «Стинн». Новый объединенный оператор наружной рекламы работает в рамках централизованной бизнес-структуры. По словам представителей компании, объединение двух операторов позволит сформировать и обеспечить высокие стандарты цифровизации в индустрии OOH, укрепить имидж наружной рекламы как одного из самых действенных маркетинговых инструментов.
- Рекламный холдинг NMi Group завершил сделку по продаже своей доли в 49% частной инвестиционной компании. Согласно данным ЕГРЮЛ, 5 октября доли ООО «Эн Эм Ай Групп» (юрлицо NMi) в 15,39% и 33,61% перешли к АО «Кубера». Ранее эти доли принадлежали экс-генеральному директору NMi Юлии Орловой (15,39%) и Юрию Зайцу (33,61%).
- VK купила контрольный пакет (51%) в коммуникационном агентстве Кирилла Диденка, которое специализируется на работе со звёздными блогерами — DIdenok Team. Команда и топ-менеджмент агентства сохранились в полном составе, контракт с VK позволил Didenok Team увеличить перечень услуг за счёт инвентаря холдинга.
- МТС приобрела 100% долей рекламной платформы Segmento у АФК «Система». Владельцем стало дочернее предприятие оператора — компания Stream. В результате сделки МТС планировала укрепить собственный рекламный контур и усилить позиции на AdTech-рынке. С помощью Segmento МТС рассчитывала увеличить долю на российском рекламном рынке, а также выстроить эффективную работу с клиентами по модели full-service.
- Также МТС закрыла сделку по приобретению 67% в капитале группы Buzzoola (ООО «Баззула Интернет Технологии» и ООО «Баззула Рекламные Технологии»), специализирующейся на размещении нативной рекламы и adtech-направлении. Оператор купил долю рекламной платформы «для ускоренного развития собственного AdTech-направления».
- «Газпром-Медиа» стал владельцем 51% инфлюенсер-агентства Insight People. Остальные 49% остались у основательницы Алины Зиннатуллиной, которая после закрытия сделки сохранила должность гендиректора агентства. Сделка позволила получить синергетический эффект от объединения сообщества блогеров вокруг цифровых платформ холдинга, а также усилить позиции в сегменте инфлюенсер-маркетинга.
- Russ Outdoor приобрела компанию «Метроном» — оператора рекламы в метро Санкт-Петербурга. В результате сделки группа получила право продажи всего рекламного инвентаря Санкт-Петербургского метрополитена. Это более 2 тыс. конструкций на станциях: лайтбоксы, путевые щиты, панели сити-формата, экраны, реклама на эскалаторах и в 1,8 тыс. вагонов с возможностью разместить более 140 тыс. постеров.
- Основное российское юрлицо VK — ООО «Компания ВК» — приобрело долю в 18,36% в уставном капитале экосистемы для продвижения и монетизации сайтов Sape. Согласно данным системы «Спарк», долей «Сапе» в 50,4% владеет «Ситисервис». Компания работает в отрасли туристических агентств и туроператоров.
- «МегаФон» увеличил до 100% долю в разработчике решений для мобильного маркетинга «Алгоритм» (юрлицо — ООО «Алгоритм»). Согласно записям в реестре ЕГРЮЛ, сделку закрыли 10 февраля.
- Компания «Система венчур кэпитал фонд 1» увеличила до 100% долю в рекламной платформе Segmento через венчурный фонд Sistema Venture Capital, принадлежащий корпорации АФК «Система». В ЕГРЮЛ указано, что сделка совершена 1 февраля 2023 года. Ранее через свою структуру долей в компании также владел «Сбербанк».
- Группа компаний Коkос Group приобрела 95% акций сервиса технологических решений в области e-com и маркетплейсов — Zonesmart. Согласно планам Коkос Group, в 2023 году Zonesmart должна была увеличить количество клиентов в три раза, а прибыль компании — до более 130 млн руб.
Слияния и новые игроки
- Рекламная группа Group4Media объявила о создании специализированного e-com и ритейл-медиаагентства Era (E:retail agency). Ключевым фокусом нового агентства стала everywhere commerce — работа как с онлайн-, так и офлайн-полкой, их синергия и омниканальная активация.
- Okkam запустила новый проект Oom (Ум) на базе слияния агентств iProspect и People&Screens. Цель создания — объединить взаимодополняющий опыт и знания команд для помощи клиентам в улучшении прямой и обратной воронок продаж.
- MG Group открыло новое агентство Lavry. Основными направлениями деятельности агентства стали спецпроекты, инфлюенсер-маркетинг, SMM/ORM, диджитал-продакшн, а также контентные креативные кампании для узких целевых аудиторий. Также Lavry усилили фармацевтическую и девелоперскую экспертизу группы компаний и закрыли направление диджитал-PR.
- Коммуникационный холдинг Mediaplus Group создал совместное предприятие (СП) с Riyada Group, принадлежащей членам королевской семьи Бахрейна. Оно специализируется на продвижении брендов Бахрейна в России, странах Магриба, Ближнего Востока и Евросоюза. Приоритетными направлениями определены туризм и выставочная деятельность. Партнёры владеют СП на паритетных основаниях, оно будет сотрудничать с представителями туристических брендов и организаторами крупных спортивных мероприятий.
- Агентство креативных коммуникаций Blacklight и коммуникационное агентство «Рич» создали совместный проект — SMM-агентство «Реклама, человек и нейросеть», в котором до 90% работ делает искусственный интеллект (ИИ). Нейросети решили использовать для выполнения рутинных задач и создания креатива.
- Агентство контент-маркетинга «Комреда» вошло в креативный холдинг Setters Creative Capital (SCC). Стороны подписали соглашение о партнёрстве. Объединение позволит Setters передавать непрофильные контент-маркетинговые задачи партнёру.
- В экосистеме Artox Media Digital Group (AMDG) начало свою работу агентство RQ, услуги которого объединяют классический PR и современные диджитал-инструменты. RQ предоставляет комплексный продукт — диджитал-PR. Агентство работает как с коммерческими брендами, так и с государственными организациями и персонами.
- Like Group запустила рекламное агентство для арт-коллабораций SO:USE. Основное направление деятельности нового агентства — спецпроекты и коллаборации, патронаж и спонсорство, креативный PR, разработка корпоративных подарков и мерча, а также арт-консалтинг и привлечение экспертов.
Реструктуризация и смена названий
- Группа компаний ГК «Родная Речь» (RORE Group) завершила обновление бизнес-структуры. Фронтальные агентства, ранее входящие в ее состав, получили новые названия с «приставкой» RORE. Креативный бизнес группы по-прежнему состоит из четырех самостоятельных агентств, которые получили новые названия: RORE | LION, RORE | ИNАЧЕ и RORE | TONIC и RORE | Graphit, единственное сохранившее свой прежний нейминг. В медиаблоке теперь три фронтальные агентства: RORE | STARTEAM, RORE | ROIMEDIA и RORE | DARR. Starlink остаётся стратегическим партнером.
- Группа Okkam вернула первоначальное название своему агентству Posterscope — теперь оно называется MasterAd. Компания по-прежнему будет работать с планированием и проведением рекламных кампаний в наружной и indoor-рекламе. Агентство Amnet переименовали на Deft, в его задачи все также входит развитие продуктов и партнерств с ключевыми игроками рынка. dentsu X теперь называется просто IKS, а агентство Carat — Mera.
- В апреле начала работу Dinnovate Group — новая маркетинг-группа, образованная в результате объединения независимой коммуникационной группы Deltaplan Group и еще четырёх компаний. В Dinnovate Group входят восемь активов, включая три клиентских агентства, четыре специализированных и одна технологическая компания.
- Агентство «Артикс» (ранее Artics Internet Solutions, входит в MG Group) представило новое позиционирование, обновленный логотип и сайт компании. Из названия и логотипа исчезло Internet Solutions и появился русский транслит.
Завершение сотрудничества
- «Национальная медиа группа» вышла из капитала ООО «Синерджи» (российский бизнес Viasat). НМГ решила завершить сотрудничество с Viasat, поскольку это создавало конфликт интересов в свете нового планируемого совместного предприятия НМГ с «Ростелекомом».
- Media Instinct Group и агентство SkyTEC Media объявили о завершении стратегического партнёрства. С 2023 года SkyTEC продолжит работать самостоятельно, без привлечения ресурсов группы. Исключением стала закупка наружной рекламы.
- «Яндекс» прекратил сотрудничество с компанией Maer, которая занималась размещением рекламы на медиаэкранах на крышах такси. Партнерство «Яндекса» и Maer по рекламе на такси истекло в декабре 2023 года и стороны не стали его продлевать.
Сотрудничества и партнёрства
- Генеральный директор и основатель MGCom Митя Горелик вошёл в состав акционеров Group4Media в рамках расширения стратегического партнёрства компаний. 5 декабря Горелику ему принадлежат 15% компании. Оставшиеся 26,35% ООО «Групформедиа» принадлежат генеральному директору Марии Колосовой, по 17,85% у Анны Бровко, Натальи Кирьяновой и Михаила Елисейкина, 5,1% у Анны Малиновской.
- Russ Outdoor заключил долгосрочное соглашение с компанией «Видео-дельта» (входит в группу North Star Media) и начал эксклюзивно продавать рекламу на новом медиафасаде компании. Конструкция расположена в Москве по адресу Садово-Самотечная, дом 1. Russ Outdoor купил в управление 100% времени размещения на медиафасаде и использовал его в своих целях, также компания могла перепродавать время другим рекламодателям.
- Группа компаний Russ заключила соглашение о стратегическом партнёрстве с оператором наружной рекламы из Приморского края L.A.B. По условиям договора под управление Russ с 1 января 2024 года перейдёт 100% инвентаря, который принадлежит L.A.B. Всего насчитывается около 800 рекламных поверхностей и три медиафасада, что занимает порядка 50% рекламного рынка Владивостока.
- Рекламный медиахолдинг Maer и VK подписали соглашение о сотрудничестве в рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2023). Компании будут совместно развивать технологии в области цифровой наружной рекламы в разных регионах России. Партнёрство также будет направлено на работу с большими массивами данных, расширение доступных поверхностей и повышение эффективности инструментов для бизнеса.
- Инфлюенсер-агентство WildJam начало сотрудничать с маркетплейсом рекламных продуктов Centra (входит в группу «Риалвеб»). Сейчас на платформе представлены 39 инфлюенсеров агентства, витрина будет пополняться новыми блогерами из портфеля WildJam.
- МТС и Ozon анонсировали партнёрство с целью создания новых рекламных инструментов. В рамках проекта компании заявляли о планах создать новые продукты, которые повысят эффективность и возможности для рынка рекламы.
- Агентства Louder и Hello Blogger заключили стратегическое партнёрство. Компании договорились выработать профессиональный стандарт для работы с инфлюенсерами на разных площадках, провести несколько исследований для определённых категорий брендов и разработать совместный инфопродукт для правильной упаковки блогерами своих предложений.
- Компании Platforma и MediaDesk объявили о партнёрстве. Теперь технология StableID от Platfoma будет доступна для таргетирования на всем инвентаре MediaDesk — web, mobile web и inapp. Таргетирование возможно как в рамках таксономии Platforma, так и путем создания кастомных аудиторных сегментов различной степени сложности.
- Okkam начала сотрудничать с агентством Slava. Компании работают над совместными стратегическими проектами, которые касаются маркетинга, а также вместе участвуют в розыгрыше тендеров. При этом Slava останется независимым агентством.
- Индустриальный измеритель наружной рекламы Admetrix и медиагруппа «Рим» заключили двухлетний договор о сотрудничестве. Рынку стали доступны полные данные об инвентаре, а также показатели объёмов аудитории рекламных поверхностей оператора наружной рекламы и его партнёрской сети в городах, охваченных измерениями Admetrix.