Компания Nielsen обнародовала результаты очередной волны проводимого в сотрудничестве с The Conference Board глобального исследования Индекса потребительского доверия. В России значение этого показателя составило в третьем квартале 2019 года 73 пункта, повысившись на 4 п. п. относительно предыдущего квартала.
Динамика Индекса потребительского доверия, 2014 — 2019 гг., Россия
Индекс потребительского доверия складывается из трех показателей: оценка потребителями перспектив на рынке труда, уровень финансового благополучия и готовность тратить деньги. Как видно из приведенных данных, желание потратить деньги у наших сограждан усиливается, в то время как свои перспективы в плане доходов и стабильной работы они оценивают более взвешенно. Видимо, дает себя знать отложенный спрос.
Марина Волкова, директор по аналитике и консалтингу Nielsen Россия
Россияне привыкли к новой реальности, в которой не оправдались негативные ожидания от повышения НДС и пенсионной реформы, а сезон отпусков добавил дополнительного позитива. Оптимистичная оценка перспектив будущего в том числе отразилась на рынке FMCG, где произошло небольшое оживление спроса.
Несмотря на уверенный рост основных показателей, из которых складывается индекс, 79% россиян уверены, что страна находится в рецессии. Это на 2 п.п. больше, чем в предыдущем квартале.
В третьем квартале 2019 года 79% российских потребителей сказали, что у них есть свободные деньги (средства, оставшиеся после совершения расходов на базовые нужды), и это на 3 п.п. больше, чем в предыдущем квартале. Жители нашей страны увеличили траты на покупку новой одежды (39% опрошенных тратит на неё свободные средства, +2 п.п. относительно предыдущего квартала), отпуска (34%, +3 п.п.), выплату долгов и кредитов (32%, +1 п.п.) и формирование сбережений (29%, +1 п.п.).
Но будь их воля, он потратили бы еще больше — просто денег не было, пришлось экономить. И они экономили. В третьем квартале 2019 года таких людей стало больше: 69% по сравнению с 67% во втором квартале. Потребители экономили на покупке одежды (56%, -3 п.п. по сравнению со вторым кварталом), развлечениях вне дома (52%, -2 п.п.), старались сократить расходы на отпуск (34%, +4 п.п.) и электроэнергию и газ (33%, +2 п.п.). Как и в предыдущем квартале каждый второй (54%) переключался на более доступные продовольственные товары. Больше всего, на 5 п.п. до 15% выросла доля тех, кто искал более выгодные предложения по ипотеке, страховке, кредитным картам и аналогичным продуктам.
Подобная «нелогичность» поведения показателей, когда одновременно растет желание потратить и сэкономить деньги, свидетельствует о том, что они отражают не только экономическое, но и психологическое состояние людей. Это подтверждается, например, тем, что за пределами ТОП-50 глобального рейтинга остались такие хорошо развитые страны, как Италия или Южная Корея, их Индекс равен 71 и 53, соответственно.
Индекс потребительского доверия, 2019 г., III квартал
Глобальный индекс потребительского доверия в III квартале 2019 остался на прежнем уровне — 107 пунктов. Значение индекса в Европе выросло на 1 п.п. до 88.
Исследование потребительского доверия The Conference Board® Global Consumer Confidence™ Survey, подготовленное в сотрудничестве с Nielsen, проводилось в сентябре 2019 года среди более чем 32 тысяч онлайн-респондентов в 64 странах мира.