В 2015 году расходы на покупку продуктов питания могут составить 50–55% всех трат российских домохозяйств. Такой прогноз аналитиков «ВТБ капитала» содержится в обзоре российского продовольственного ритейла, пишет газета «Ведомости».
Осенью 2014 года на еду среднестатистическая российская семья тратила около 36% бюджета, но к концу года доля продовольствия в семейных расходах начала расти, так что по итогам всего года вышло уже 40%. Как отмечают аналитики «ВТБ капитала», так резко этот показатель не рос даже в кризис 2008–2009 гг.
По мнению специалистов, Россия прошла пик продовольственной инфляции в феврале 2015 года. Однако на ситуацию влияет сокращение реальных доходов населения, которые в январе уменьшились на 8% по сравнению с тем же периодом 2014 года.
Оборот розничной торговли в России только в январе 2015 года сократился на 4,4% – впервые с кризисного 2009 года. Продажи продуктов питания сократились на 5,5%, непродовольственных товаров – на 3,5%. В целом российские семьи купят в текущем году на 8,5% меньше товаров, чем в прошлом.
Отметим, что в такой непростой период, крупнейшие ритейлеры решили «заморозить» цены на социально значимые продукты, к которым относятся два десятка наименований, в том числе: говядина, свинина, баранина, куры, неразделанная замороженная рыба, молоко и некоторые молочные продукты, сахар и соль, подсолнечное масло, некоторые крупы, картофель, капуста, морковь, яблоки и т. д. Фиксация цен на два месяца произойдет после того, как инициативу одобрит ФАС.