Иллюстрация Fotolia
Индекс потребительского доверия в России опустился ниже психологической отметки в 80 пунктов. В IV квартале он потерял один пункт по сравнению предыдущим периодом и 5 пунктов по сравнению с аналогичным кварталом годом ранее. Удержаться на прежней отметке индексу не позволили негативное отношение к состоянию собственных финансов, рынку труда и нежелание тратить средства.
Переломить негатив не смогли ни новогодние праздники, ни приближающаяся Олимпиада. Основными источниками для беспокойства россиян стали работа и экономика, в том числе продолжающееся ослабление курса рубля, говорится в исследовании Nielsen.
Глобальный потребитель замер в ожидании и не спешил расставаться с деньгами в праздничный сезон. Индекс потребительского доверия в мире держится на стабильном уровне в 94 пункта девять месяцев подряд. Азиатско-Тихоокеанский регион – единственный, который продемонстрировал рост на один пункт. В Северной Америке показатель снизился на три пункта, Ближний Восток/Африка потеряли два пункта, Европа – один. В Латинской Америке индекс остался стабильным.
По прогнозам экспертов, экономику ждет медленное восстановление до тех пор, пока не наступит заметное улучшение уровня безработицы, а заработная плата не начнет увеличиваться соразмерно росту расходов. Потребители напуганы спадом, им приходится бороться с ростом повседневных расходов, поэтому они демонстрируют нежелание тратить в преддверии праздничного сезона и предпочитают не расставаться со своими деньгами.
Российский потребитель не стал исключением в общемировой тенденции: сокращения расходов коснулись практически всех пунктов исследования. В основном потребители продолжают тратить свободные деньги на новую одежду, на выплаты по кредитам и отпуска, однако расходы на выплаты по кредитам сократились на 5 п.п. по сравнению с третьим кварталом. Единственной статьей, показавшей позитивную динамику стали сбережения (+2 п.п.). Кроме того, за последние пять кварталов существенно вырос процент тех, кто сообщил об отсутствии каких-либо свободных денег: с 10% до 15%.
У россиян остается меньше свободных денег после уплаты основных расходов, и это сказывается не только на тратах на развлечения. Потребители стали чаще покупать более дешевые продукты питания и откладывать замену основных предметов домашнего обихода и техники.