По сравнению с летом 2014 года популярность внутреннего туризма в России выросла почти в три раза: в июне 2019 года больше половины всех туристических запросов были посвящены российским городам и курортам, в первую очередь Сочи, Анапе, Геленджику, а также Москве и Санкт-Петербургу. Следующий по популярности вариант — слетать в Турцию, выяснили аналитики «Яндекс.Путешествий», проанализировав туристические запросы за июни последних шести лет.
В пятёрку главных туристических стран в этом году также вошли Италия, Греция и Испания. Если посчитать число запросов не про страны в целом, а про конкретные города и курорты, оказывается, что первые шесть строчек в списке занимают турецкие Кемер, Аланья, Сиде, Анталья, Белек и Мармарис. Топ-15 состоит в основном из пляжных курортов, исключения составляют только Париж и Стамбул.
Если смотреть на то, как менялись туристические запросы в течение шести лет, то становится понятно, что в 2015 году доля туристических запросов сократилась на 10% по сравнению с 2014 годом. Из-за кризиса 2014 года резко снизилась доля запросов про большинство популярных заграничных направлений. Сильнее всего пострадал Таиланд. Многие европейские страны, например, Испания, Греция, Италия, Чехия, до сих пор не вернули свои позиции. Другие — в их числе Франция и Германия — сделали это только нынешним летом. В целом на предкризисный уровень интерес к туризму вернулся только в 2017-м. Этим летом про путешествия спрашивают почти на 20% чаще, чем пять лет назад.
Популярность отдыха на Ближнем Востоке и в Северной Африке на фоне кризиса 2014 года почти не изменилась — прежде всего благодаря устойчивому спросу на путешествия в Турцию и Египет. Интерес к региону резко просел в 2016 году, после того как осенью 2015 Россия ввела запрет на организацию чартерных рейсов в Турцию и полностью прекратила авиасообщение с Египтом. Одновременно с общим снижением интереса к зарубежному туризму росла доля запросов про путешествия в страны ближнего зарубежья, например, в Беларусь, Абхазию и особенно в Грузию.
После массовых протестов в Тбилиси в середине июня и новостей о прекращении прямого авиасообщения между Россией и Грузией интерес к стране резко упал, но в конце месяца число туристических запросов про Грузию снова стало расти — 30 июня их было не намного меньше, чем 1-го.
В абсолютных показателях все популярные направления становятся ещё популярнее. Но растут они с разной скоростью, поэтому доля некоторых из них во внутреннем туризме может сокращаться. Например, с 2014 года заметно уменьшилась доля пляжного отдыха. Из популярных пляжных направлений растёт только доля Крыма — но всё-таки она пока в два с половиной раза ниже, чем у курортов Краснодарского края.
Интерес к активному отдыху, например, в Красной Поляне, Карелии и на Алтае, а также к термальным курортам Кавминвод, наоборот, заметно вырос. Доля двух самых популярных городов Золотого кольца — Ярославля и Владимира — немного упала в 2015−2016 годах, но затем восстановилась — этим летом она примерно на том же уровне, что и пять лет назад. Доля отдыха на Байкале и Селигере, наоборот, взлетела в кризисном 2015 году, но затем пошла на спад и сейчас вернулась на уровень 2014-го.
В течение года распределение туристического интереса между странами меняется. Доля запросов про страны Западной и Центральной Европы, например, про Австрию и Германию, среди всех туристических запросов зимой гораздо выше, чем летом. То же можно сказать про страны, где зимой достаточно тепло, чтобы купаться, — например, про Таиланд, Египет и Индию. Есть и такие страны, доля запросов про которые почти не меняется в течение года, например, Россия, Португалия, Марокко.
Дмитрий Яковлев, руководитель сервиса «Яндекс.Путешествий»:
Интерес к внутреннему туризму очень сильно вырос, мы видим, что в этом году доля России перевалила за половину всего потока туристических запросов. Это происходит не только потому, что ездить за границу всё ещё дорого — многие европейские страны и, например, США, вернули и даже улучшили свои позиции со времени кризиса 2014 года. Внутренний туризм явно становится разнообразнее: люди перестали ассоциировать летний отпуск в России только с пляжами. Растёт востребованность активного отдыха на природе, термальных курортов, больше людей стало просто ездить посмотреть другие города, причём необязательно столицы.