Правительство внесло в Госдуму законопроект о поправках в Налоговый кодекс, предусматривающих признание подакцизным товаром сахаросодержащих напитков. Документ опубликован в электронной системе обеспечения законодательной деятельности.
«В целях обеспечения дополнительных доходов федерального бюджета для возможности выделения бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2023 и на плановый период 2024 и 2025 годов на реализацию мероприятий федерального проекта «Борьба с сахарным диабетом» законопроект предусматривает признание подакцизным товаром сахаросодержащих напитков», — указано в пояснительной записке.
Согласно документу, сахаросодержащими напитками признаются безалкогольные напитки, изготовленные с добавлением сахара или других подслащивающих веществ, содержание которых превышает 5 г на 100 мл напитка.
При этом облагаться акцизом не будут напитки, прошедшие госрегистрацию специализированной пищевой продукции и включённые в единый реестр специализированной пищевой продукции, напитки брожения, квасы с содержанием этилового спирта от 0,5% до 1,2% включительно, соки, нектары, сокосодержащие напитки и морсы.
С 1 января 2023 года ставка акциза на сахаросодержащие напитки устанавливается в размере 7 руб. за 1 литр, говорится в документе.
По расчётам правительства, дополнительные доходы федерального бюджета от поступлений акцизов на сахаросодержащие напитки составят около 35 млрд руб. в год.
Идея акциза на сладкие напитки обсуждалась в России несколько лет. Правительство возвращалось к ней в 2021 году. Тогда Минсельхоз не одобрил идею, опасаясь роста цен, снижения производства, сокращения числа производителей и появления нелегального рынка. Против инициативы выступали Союз производителей соков, воды и напитков, а также РСПП.
В августе депутат Госдумы и первый заместитель председателя Комитета по просвещению Яна Лантратова предложила ввести ограничения на трансляцию рекламных роликов фастфуда, снеков, продуктов с высоким содержанием жира и соли, кондитерских изделий, сладких газированных напитков и колбасных изделий на телеканалах и других медианосителях для аудитории до 16 лет.
Позже депутат заявила, что инициатива нашла поддержку среди членов всех фракций. Она подчеркнула, что работа над законопроектом уже начата.