Счетная палата сообщила о том, что часть денег, выделяемых из казны в виде государственной поддержки на производство и продвижение отечественных фильмов, могла выводиться в офшоры. На это обратило внимание издание РБК.
Палата проверила деятельность Министерства культуры и подведомственного Фонда кино с 2017 года по сентябрь 2019 года. Проверяющие задались большим количеством вопросов: как работают экспертные советы, как они выбирают претендентов на господдержку и по каким критериям оценивают проекты. Счетная палата пришла к выводу, что система распределения средств нуждается в корректировке.
Эксперты обратили внимание на то, что с 2017 по 2019 год в состав экспертного совета входили представители киносообщества, которые при этом все они еще и претендовали на государственную поддержку. В дальнейшем именно их проекты получали субсидии.
Например, когда в число экспертов входили предправления киностудии «Союзмультфильм» Юлиана Слащева, продюсер киностудии Николай Маковский и шеф-редактор Сергей Капков, «Союзмультфильм» был крупнейшим получателем господдержки среди производителей анимационных фильмов. С 2016 по 2018 год Минкульт выделил студии 230 млн рублей на 37 проектов.
Также специалисты отметили, что при выборе кандидатов на господдержку не учитывались предыдущие успехи или провалы киностудий, а также рейтинги фильмов в прокате и на телевидении. Например, вторая часть истории про Урфина Джюса кинокомпании СТВ получила от Фонда кино 200 млн рублей безвозвратной субсидии, хотя «Урфин Джюс и деревянные солдаты» провалился в прокате, собрав 207 млн рублей при бюджете 344,9 млн.
Кроме того, выяснилось, что в финансовой отчетности, в пяти реестрах, указано, что до 60% средств господдержки выводились на кипрские счета в офшор. Они попадали в российские компании, в которых «работают» от одного до девяти сотрудников. Руководитель СТВ Сергей Сельянов пояснил, что такие небольшие фирмы являются продакшен-компаниями и выступают в качестве подрядчиков в производстве картин, поэтому им и переводятся деньги.
Как выяснилось недавно, больше трети российских фильмов, получивших господдержку, провалились в прокате. Минкульт и Фонд кино ежегодно выделяют на фильмы до 5 млрд рублей.