Доля электронной коммерции в общем обороте розничных продаж российского рынка составляет 4%. Эти данные приводит PwC в отчете «Цифровая эра в ритейле», основываясь на собственных данных и на результатах исследований компаний Data Insight и Statista. Казалось бы, не так мало, ведь в 2018 году объем рынка онлайн-продаж превысил один триллион рублей, а к 2022 году по прогнозам PwC вырастет почти вдвое — до 2,1 трлн руб. Но не будем поддаваться магии нулей, их могло бы быть больше. Например, в Китае доля онлайн-продаж почти на порядок больше — 35%. Чего нам не хватает, чтобы если не догнать, то хотя бы приблизиться к восточному соседу?
Если покупатель не идет к товару, то товар идет к покупателю
Мировая индустрия ритейла переживает сложный период смены моделей. Вычисляя долю онлайн-продаж, аналитики испытывают большие трудности в «расщеплении» оффлайн-и онлайн каналов продаж. В самом деле, крупные магазины завели свои онлайн-представительства, покупатели, выбирая товар, часто посещают и традиционный, и интернет-магазин. В чем тогда разница?
Согласно модели развития отрасли, созданной в компании PwC, сегодня потенциал бизнес-моделей исключительно оффлайновой торговли и продаж по каталогам исчерпал себя. Сегодня мы можем наблюдать взаимопроникновение традиционной и онлайн-торговли, когда интернет-магазины открывают свои оффлайн-представительства, а оффлайновые уже перестают быть таковыми, развивая омниканальные методы работы с покупателями. Но что будет дальше?
Развитие бизнес-моделей интернет-торговли
Будущего, конечно, не знает никто, но эксперты из PwC наибольшие перспективы видят в модели, названной ими «цифровым ритейлом», которую сегодня исповедует китайская компания AliBaba. Что это значит?
Цифровой ритейл — это уже не просто слияние «оффлайна с онлайном», это создание экосистем, в которых компании разной специализации создают партнерства, предоставляя своим покупателям невиданные ранее сервисы. Ключом к появлению этих возможностей становятся новые технологии, основанные на искусственном интеллекте, роботизации, блокчейне и др.
Партнерские отношения участников рынка розничной торговли с компаниями других отраслей
Партнерские отношения охватывают все основные сферы активности покупателей: от социальных сетей до методов оплаты. Так, банки предлагают бонусы в случае покупок в магазинах-партнерах, соцсети становятся торговой площадкой, персонализированные предложения позволяют увеличивать оборот, а использование технологий дополненной реальности улучшить навигацию в магазине. В результате на схеме, казалось бы, относящейся к индустрии торговли, можно увидеть логотипы Сбербанка, Детского мира, Яндекса, Инстаграма и др.
Лидерство китайской компании можно объяснить тем, что она сумела не только раньше других понять тенденцию, но и реализовать на практике многие ее элементы. AliBaba сегодня — это не просто компания, это экосистема.
К важным отличительным особенностям китайского лидера можно отнести создание маркетплейса, т.е. площадки, на которой производители могут напрямую продавать товары покупателям, а площадка решает важный, если не важнейший вопрос гарантий. По словам Сергея Лебедева, директор по связям с госорганами в России компании AliBaba, механика такова: после оплаты средства покупателя поступают на специальный счет площадки, а поставщик может получить их только после подтверждения отгрузки.
От чего зависят темпы реализации этой модели? «От логистики», — утверждает Лебедев. Именно этом этому китайский гигант сегодня вкладывает средства в строительство терминалов и складов во Владивостоке, что позволит значительно быстрее доставлять грузы покупателям.
Надо признать, что эта «помощь по хозяйству» будет совсем не лишней. В 2018 году Россия занимала не слишком почетное 77 место в рейтинге, основанном на Индексе LPI (Logistics Performance Index) между Парагваем и Бенином. Индекс составляется Всемирным банком на основе опросов профессионалов в области логистики. Первую строчку рейтинга уже несколько лет занимает Германия, а Китай находится на 26 позиции. Другими словами, нам есть куда расти.
Мнение эксперта китайской компании подтверждается данными российских исследований. Именно срок доставки уверенно занимает первую позицию в списке проблем при совершении покупок в российских и зарубежных магазинах, как показали результаты телефонного опроса, проведенного ДИТ (Департамент информационных технологий Правительства Москвы), проведенному в 2019 году (опрошено 800 респондентов старше 18 лет, живущих в Москве).
«Сталкивались ли вы с проблемами при совершении покупок в интернет-магазине?»
Еще один фактор, по которому Россия существенно отличается от Китая — использование мобильных платежей. Собственно, Китаю расти уже почти некуда: 86% можно считать вершиной, ведь всегда есть те, кому нравится делать по-старому. Лидеры роста 2019 года по отношению к предыдущему 2018 — Вьетнам и страны Среднего Востока (24 пп и 20 пп, соответственно), Россия уступает им совсем немного — 18 пп.
Использования мобильных для оплаты товаров и услуг, доля, %
Почему так важны мобильные платежи? Все просто: доля мобильных в процессе поиска товаров постоянно растет и, в целом по миру, в 2019 году опередила долю десктопов — 24% и 23%, соответственно. Ну, а где мобильные телефоны, там и мобильные платежи.
Впрочем, многое может измениться уже совсем скоро. С появлением технологии 5G, тестирование которой, как ожидается, начнется уже летом текущего года, эксперты Ericsson прогнозируют рост потребления мобильного трафика до 200 Гб в месяц. А это значит, что мобильные будут еще ближе. И вот тогда заживем.