Тренд последней пятилетки — платные подписки и донаты в соцсетях. Этот рынок развивается настолько быстро, что подобные инициативы уже вошли в норму для фолловеров медийных личностей или даже микроинфлюенсеров. Хочешь получать эксклюзив или поддержать блогера — необходимо внести свой «вклад». Есть ли разница между донатом и платной подпиской, и какие, собственно, они решают задачи, Sostav рассказала диджитал-директор коммуникационного агентства Svoboda Agency Мария Сорвачёва.
Про тренды и рынок соцсетей
Две извечных проблемы, которые пытаются решить соцсети, — это число подписчиков и их монетизация. Даже суперуспешный Netflix после оттока подписчиков потерял две трети капитализации, и за короткое время из must have для инвесторов превратился в сомнительную бумагу. Людей в любой соцсети привлекает контент — Tik Tok в прошлом году основал фонд в $2 млрд, чтобы финансировать инфлюенсеров.
Дело в том, что большие блогеры и маленькие сильно отличаются друг от друга. Если топовые лидеры мнений хорошо себя чувствуют и обеспечены контрактами на много лет вперед, то небольшие, нишевые инфлюенсеры от этого далеки. Между тем каждый из них имеет свою армию поклонников. Такие подписчики могут быть заинтересованы в нишевом контенте, нетривиальных идеях, они не попадают под мейнстрим.
В условиях жесткой конкуренции и плохого фондового рынка, сокращений персонала соцсети вынуждены бороться за микроблогеров, а для них донаты — это возможность стать независимыми от больших корпораций, главных заказчиков рекламы. Яркий пример — платформа Patreon, на которой подписчики платят за контент, а блогеры живут за счёт краудфандинга. Последние таким образом получают определенную независимость, не нужно гнаться за хайповыми темами, просмотрами и лайками. Понятно, что это компромисс — чем меньше хайпа и острого контента, тем меньше заработок, но ведь кому-то нужны сотни тысяч рублей в месяц и больше, а кому-то достаточно значительно меньшей суммы, все зависит от потребностей.
Донаты и подписки
По сути, это одно и то же. Разница лишь в том, что сам по себе «донат» даёт дополнительные возможности для подписчиков, но сам блогер или селебрити отдельный контент для них создавать не будет. Закрытая подписка — это как раз-таки эксклюзив, который даёт больше возможностей соприкоснуться с блогерским контентом, который не увидят остальные подписчики.
Кто-то живет в большом городе, а кому-то нравится более спокойная жизнь, так же и у блогеров. Возможность получать донаты позволяет формировать небольшие сообщества, где люди понимают, кому и за что они платят. Но здесь очень важно, чтобы был фактор эксклюзивности, чтобы те, кто платит, получали больше, чем остальные. Допустим, есть человек с потенциалом блогера, но он не хочет тратить усилия на то, чтобы постоянно что-то постить, потому что не понимает, какая будет отдача. Ему достаточно 1−2 тыс. человек, которые будут кидать по 100 руб. в месяц, так как в таком случае уже получается сумма, на которую можно жить. В реалиях современных фотохостингов думать о монетизации, пока у тебя нет 20−30 тыс. подписчиков, бессмысленно.
И даже в этом случае тебе будут сначала предлагать бартер, затем схемы получения процентов за лиды, которые ты никак не можешь контролировать, и только потом идут денежные контракты. С внедрением донатов социальная сеть получает не только инструмент финансирования, но и создает психологическую связь между инфлюенсером и его подписчиком, который становится сопричастным к созданию продукта. Ты не просто общаешься, ты начинаешь финансировать вещи, которые считаешь важными. То есть переходишь в другой психологический статус. А если ты даешь большие донаты, можно уже претендовать — весьма условно — на статус инвестора. Чем больше ты даешь донатов, тем более требовательным становишься, можно просить создавать контент, который нужен именно тебе и так далее.
Ничего нового здесь нет — это привычный всем краудфандинг, который хорошо себя показывает уже много лет. Возможность кидать донаты уже давно существует в том же Twitter, но пока никакого влияния на стремительно падающую капитализацию соцсети эта функция не оказала. Но любой шаг навстречу креаторам — это позитив, тем более что борьбу за небольших блогеров сейчас ведут все мировые соцсети, потому число подписчиков очень хорошо считывается биржевыми аналитиками.
Задачи, которые решают подписки для блогеров
- Триггеры для определенной группы людей
Еще в 2020 году появились платные подписки в отечественных соцсетях, но только сейчас они стали популярными. Связано это с тем, что сейчас, как никогда, пользователи хотят чувствовать себя особенными, получая практически индивидуальный контент. А сообщества понимают, что для таких людей необходим специальный психологический триггер эксклюзивности, правильно применив который они получат клиента на долгие годы вперёд.
- Новые знания
Нередко такие подписки помогают получить новые знания, то есть это возможность приобрести обучение по невысокой цене. Несмотря на то, что, конечно, для запуска инфопродуктов есть и другие инструменты, такая подписка может служить неплохим «прогревом» аудитории.
- Лояльность
Фолловеры, решившие приобрести подписку, — самая лояльная аудитория. Это даже в какой-то мере знак благодарности любимому блогеру или паблику за активность, регулярный контент, философию и ценности, которые близки подписчику.
- Независимость от крупных брендов
Платные подписки также стимулируют микроинфлюенсеров, так как им больше не нужно зависеть от рекламы крупных брендов в блоге, а ориентироваться только на свой контент и уже набранную аудиторию. Такой краудфандинг позволяет блогерам и малому бизнесу отстроиться и быть независимым в плане монетизации аккаунта.
Если подвести итог, подписки — это хороший тренд и даже скорее необходимость. Так как рынок рекламы сильно перегружен, лояльность теряется. В блоге по несколько раз выходит реклама одной ниши разных брендов, а платные подписки будут стимулировать инфлюенсеров и сообщества придумывать оригинальный и интересный контент, повышать лояльность к блогу и прокачивать личный бренд.