Sostav.ru
Москва, ул. Полковая 3 стр.3, офис 120
© Sostav независимый проект брендингового агентства Depot
Использование опубликованных материалов доступно только при указании источника.

Дизайн сайта - Liqium

18+
24.04.2022 в 14:23

Что нужно знать о PR-зумерах и как работать со специалистами нового поколения

Как и чему учить молодых пиарщиков

7

В России более 200 вузов, в которых есть специальность «Реклама и связи с общественностью» — около 50 из них в Москве. При этом в PR-сфере часто можно услышать о недостатке молодых PR-специалистов. А те самые специалисты, в свою очередь, не знают, как начать и развивать карьеру и на чём делать акцент. Основательница коммуникационного агентства Lumo Сима Мусатова и партнёр Lumo по стратегическим коммуникациям Татьяна Смирнова в колонке для Sostav рассказали, с какими проблемами сталкиваются молодые пиарщики и как максимально эффективно строить работу с новым поколением коммуникаторов.

Что нужно знать о пиарщиках-зумерах

Сегодняшние студенты относятся к поколению зумеров (1995−2010 годы рождения) — их также называют «цифровыми аборигенами»: они родились в информационном обществе и с детства знают, что такое интернет, прекрасно разбираются в технологиях и успешно применяют их в жизни, образовании и карьере.

Согласно исследованиям, зумеры ежедневно проводят в онлайне около 6 часов 40 минут.

В связи с этим, разберем некоторые особенности специалистов нового поколения, которые необходимо учитывать в обучении и работе с ними.

  • Клиповое мышление

Отличительная черта современных студентов, буквально родившихся с гаджетами в руках, — это клиповое мышление. Молодое поколение воспринимает информацию в виде коротких и ярких образов, фрагментарно, как в TikTok-формате. Исследования показывают, что у зумеров фокус внимания держится в среднем в течение восьми секунд. Далее им требуется переключиться на следующий объект, либо они теряют интерес к материалу.

К плюсам клипового мышления можно отнести: возможность переключаться и работать в режиме многозадачности, умение выделять важное из огромных массивов информации и способность быстро реагировать на любые изменения. Самый важный минус фрагментарного мышления для пиарщика — трудности при необходимости погружения в тему, проверке и анализе информации. Ребята могут найти разрозненные факты, но часто им сложно проверить данные и составить общую картину.

По данным опроса студентов-бакалавров РАНХИГС, при поиске информации у 80% студентов приоритетным источником была «Википедия». При этом умение работать с большими объемами информации, видеть закономерности и перерабатывать данные остается одним из важнейших навыков PR-специалиста. Многие молодые работники при реализации реальных PR-проектов сталкиваются со сложностями при поиске и проверке информации. Например, при работе над PR-стратегией или подготовке комментариев им физически трудно читать длинные тексты и искать в них нужные факты.

Как это использовать:

Преподавателям в вузе и руководителям, курирующим молодых специалистов по связям с общественностью, очень важно показать студентам конкретные инструменты, алгоритмы, которые помогут им:

  • разобраться в российском и международном медиаполе;
  • научиться искать первоисточники информации;
  • научиться отличать официальные сообщения от фейков;
  • научиться искать и проверять нужные данные и цифры.

Несмотря на рост объемов информации в медиаполе, эти навыки становятся все более востребованными. Потому что именно в ситуации, когда данных слишком много, PR-специалист — это не только партнёр в упаковке ценностей компании или бренда, но и проводник, который помогает понять медиакартину и оперативно привнести новые смыслы

  • Амбиции и индивидуализм

Современные студенты амбициозны — 60% зумеров хотели бы изменить мир к лучшему. При этом молодые специалисты убеждены, что это им по силам. Они технически подкованы и привыкли к доступности любой информации, поэтому считают, что нет таких задач, с которыми бы они не справились.

Стремление повлиять на окружающую действительность проявляется и в отношении студентов к обучению: пассивному восприятию они предпочитают активное конструирование. Многие готовы генерировать новые идеи и создавать контент самостоятельно.

Как это использовать:

Молодые PR-специалисты не готовы браться за задачи, если не понимают, что и зачем они делают и как это влияет на конечный результат. Более того, новое поколение студентов хочет, чтобы знания, полученные ими в университете, помогали лучше адаптироваться к изменяющимся требованиям рынка труда.

Это важно учитывать при обучении: простое чтение учебников, конспекты и однотипные упражнения должны уступить место творческим задачам, где ученики могут полностью проявить себя. Кроме того, мир сегодня меняется так быстро, что нельзя с точностью определить, какие именно знания пригодятся сегодняшним пиарщикам уже через 2−3 года — непрерывно появляются новые коммуникационные тенденции, технологии и инструменты. Необходимо строить процесс обучения таким образом, чтобы у студентов развивались кругозор и критическое мышление, а также они чувствовали, что могут принимать самостоятельные решения и нестандартно подходить к решению проблем.

  • Наставничество, а не лидерство

В отличие от предыдущих поколений, современные специалисты не признают названного лидера. Чтобы стать для них авторитетом, недостаточно быть преподавателем или начальником. Для быстрого и эффективного развития в профессии зумеры хотят видеть рядом с собой не просто учителя, а наставника — человека, который имеет реальный экспертный опыт и помогает двигаться вперёд личным примером, создавая условия для достижения успеха.

Как это использовать:

Курируя молодых специалистов, следует грамотно ставить рабочие задачи — объяснять их смысл, подробно описывать требования, обозначать сроки и предлагать помощь в случае необходимости. Современные специалисты также высоко ценят возможность диалога с преподавателем или начальством — более 60% зумеров ждут подробной обратной связи по результатам своей работы.

Наставник призван помочь начинающему специалисту понять, какие решения станут наиболее эффективными на пути к его цели — не обязательно говорить, что делать, но необходимо указывать правильный вектор. Кроме того, важно мотивировать своих подопечных, не давать зацикливаться на ошибках и развивать в них soft skills посредством нестандартных творческих задач.

Трудоустройство для современных пиарщиков

Как и в любой сфере, на рынке PR и коммуникаций высоко ценятся профессиональные кадры. Однако не все сегодняшние студенты и молодые специалисты могут похвастаться богатым опытом работы и успешными кейсами. Вот несколько моментов, которые позволят начинающему пиарщику заявить о себе в PR-индустрии:

  • Личный бренд. Личный бренд ― это один из инструментов продвижения человека как специалиста. О его построении стоит задуматься ещё на этапе получения образования. Сегодняшним студентам важно уметь проявлять свои сильные стороны, запоминаться и нравиться. Можно вести страницу в Instagram (запрещённая в России соцсеть; принадлежит корпорации Meta, которая признана экстремистской и запрещена), профильный канал в Telegram или выкладывать видео в Tik Tok — главное развивать навык самопрезентации и демонстрировать экспертность.
  • Портфолио. Это собрание работ, связанных с деятельностью пиарщика и дающих представление о его профессиональных навыках. Начинающий специалист может поместить туда информацию по учебным проектам, результаты PR-мероприятий и конкурсов, тексты, написанные для каких-либо изданий (в том числе, университетских), разработки для известных брендов.
  • Участие в профильных мероприятиях. Регулярное участие в мероприятиях профессиональной тематики (конференции, выставки, мастер-классы) позволяет завести живые знакомства, изучить современный рынок и его тенденции и узнать о новых PR-инструментах и методиках. Там же можно найти контакты представителей СМИ и сформировать собственную базу журналистов.
  • Soft skills. Начинающему специалисту важно развивать навыки коммуникации. В PR-индустрии умение договариваться и налаживать контакты чаще идёт впереди профессиональных умений.
  • Стажировки. Это хороший вариант для молодого специалиста начать профессиональную карьеру и получить необходимый опыт в PR-сфере. Многие крупные компании несколько раз в год набирают в команду стажёров — программы обычно длятся от нескольких месяцев до года. Этого достаточно, чтобы освоиться в компании и поработать над разными задачами и проектами.

Искать вакансии можно на сайтах hh.ru, Работа.ру, Super.job или Grintern. Также предложения публикуют в в Телеграм-каналах: «Мы вам перезвоним» (@perezvonyu), «Finder.vc: удалённая работа — вакансии» (@theyseeku), «Работа в медиа» (@dddwork), «Патрик Пашет» (@patrikpashet).

Что касается оплаты труда, согласно исследованию HeadHunter, медианная зарплата специалистов в сфере коммуникаций и рекламы достигла в июне прошлого года 67 500 руб. PR-специалистам с опытом работы от 3 до 6 лет предлагается в среднем 75 000 руб., более 6 лет — до 100 000 руб.

Перспективы профессии

Сегодняшняя социально-экономическая обстановка диктует новые правила — многие компании должны трансформировать свою политику и продолжать действовать, приспосабливаясь к текущим реалиям. В таких обстоятельствах роль PR-специалистов приобретаает всё большие масштаб и актуальность. Это значит, что рынок заинтересован в крепких кадрах, которые имеют необходимые знания о позиционировании, репутации, формировании бизнес-стратегии и антикризисных коммуникациях.

Обсудить с другими читателями:
Ваш браузер устарел
На сайте Sostav.ru используются технологии, которые не доступны в вашем браузере, в связи с чем страница может отображаться некорректно.
Чтобы страница отображалась корректно, обновите ваш браузер.