Спрос на иностранные франшизы в России в июне упал на 58% год к году. Доля таких предложений со стороны западных компаний снизилась менее значительно: с 14% в прошлом году до 12,5% к июню этого года, сообщает «Коммерсант» со ссылкой на данные Franshiza.ru.
Этот рынок активно активно занимают российские игроки, чья доля уже в 2021 году превышала 80% от общего числа. Активность франчайзи иностранных брендов теперь скорее вынужденная — они ищут партнеров из числа российских компаний.
По словам эксперта Franshiza.ru Анны Рождественской, уход таких компаний, как Levi’s или McDonald’s, почти не сказался на статистике — такие франшизы никогда не находились в массовой продаже, а искали себе партнеров точечно. Некоторое популярные западные франшизы вообще приостановили развитие в России и не привлекают новых партнеров в текущих условиях. Например, KFC заморозила любые инвестиции в РФ и, как следствие, перестала привлекать партнеров под открытие новых точек.
В то же время российские бренды отмечают рост интереса к своей франшизе со стороны действующих франчайзи иностранных брендов. «Они ищут альтернативу бизнес-модели, ставшей сейчас нежизнеспособной из-за проблем с логистикой и взаиморасчетами с иностранными партнерами», — поясняет партнер ювелирной сети Sokolov Артем Соколов. В Baon отмечают, что продукцией бренда активно интересуются мультибрендовые магазины, которые ищут замену товарам ушедших западных марок.
В течение 2022 года интерес к международным брендам франшиз и франчайзингу в целом продолжит снижаться, уверен гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. Анна Рождественская также ожидает к концу 2022 года дальнейшего падения.