Пожилых людей в мире становится все больше, чему способствуют успехи в медицине. Однако, отношение людей к старости не всегда радужное. Особенно в России, где с оптимизмом ждет наступления возрастных изменений лишь каждый пятый. Хотя по этому показателю наша страна не замыкает список, но находится существенно ниже его середины. Интересно, что позитивное или негативное отношение к старению никак не связано ни с геолокацией, ни с уровнем экономики. Как пример можно привести Польшу и Венгрию, где отношение людей к старению диаметрально противоположно.
«Ожидаете ли вы своего старения с оптимизмом?» Синим — да, красным — нет
Одна из возможных причин пессимизма россиян по отношению к старости — это здоровье. Большинство наших сограждан не ожидают, что будут хорошо себя чувствовать в преклонном возрасте. Доля оптимистов в нашей стране — одна из самых низких среди 30 стран, участвующих в исследовании. При этом, жители России начинают считать себя старыми относительно рано. Они определяют этот возраст как 61 год, для сравнения — в Испании была названа цифра 77 лет, а в среднем по миру этот возраст равняется 66 годам.
«Будете ли вы иметь хорошее здоровье в пожилом возрасте?» Синим — да, красным — нет
Надежда умирает последней
Каждый второй россиянин надеется, что технический прогресс улучшит качество жизни пожилых людей. Но вот подготовиться к наступлению старости надеется только каждый третий (29%), и это самый низкий показатель среди стран, участвовавших в исследовании. Впрочем, определить, что считать техническим прогрессом достаточно сложно, но в любом случае в России ждут чуда, каким бы оно не было.
Старость — это.
Выбирая слова для описания старых людей, респонденты глобального исследования чаще всего называли такие слова, как «мудрые» (35%); «слабые» (32%) и одинокие (30%). В России в описании людей пожилого возраста в первую тройку входят «бедные» (44%), «одинокие» (41%) и только потом «мудрые» (37%). При этом такие характеристики как «грустные» и «те, с кем обращаются несправедливо» респонденты из России выбирали чаще, чем в среднем по миру.
Плюсы и минусы
Россияне видят меньше плюсов в наступлении пенсионного возраста, чем жители других стран. Например, такой бенефит, как проведение времени с друзьями и семьей, отметил только один человек из четырех, в то время как по миру эта доля равняется 36%. Еще больше разрыв в отношении к наличию свободного времени для хобби и отдыха. Когда же речь заходит о свободном времени для отдыха и путешествий, то разница по сравнению с «коллегами» из других стран становится просто огромной: 26% по миру против 6% в России.
Отсутствие позитивных ожиданий от старости у россиян связано с перспективой бедности. Финансовую несостоятельность для себя прогнозирует почти каждый второй. Опасение жалкого существования в финансовом смысле у жителей России своеобразно сочетается с наименьшими опасениями (в сравнении со среднемировыми показателями) потери мобильности и памяти.
Как готовиться к старости
Российская ситуация, в целом, совпадает с глобальной, когда речь заходит о подготовке к старости. Однако наши соотечественники чаще говорили о необходимости снижать потребление алкоголя (49% в России против 36% глобально).
Юлия Быченко, эксперт Ipsos в России по исследованию поколений:
Россия остается крайне традиционной страной в отношении восприятия старшего возраста. Несмотря на то, что продолжительность жизни растет и численность людей старшего возраста увеличивается, эта группа играет очень значимую роль демографически, социально и экономически.
Тем не менее, государство, общество и бизнес пока не готовы признать за ними право на полноценное продолжение активной социальной жизни. Старший возраст воспринимается как неразрывно связанный с болезнью, слабостью, низким доходам и несправедливым отношением. Россияне обоснованно полагают, что невозможно подготовиться к старости, т.к. экономические условия слишком нестабильны.
И государственное решение о повышении пенсионного возраста только поддерживает это восприятие. Можно наблюдать отдельные случаи положительных изменений в отношении к старшему возрасту, в частности, программа «Московское долголетие». Но предстоит проделать долгий путь к тому, чтобы эти отдельные случаи стали трендом.
Анна Диксон, Исполнительный директор фонда Centre for Ageing Better:
Существуют огромные возможности, которые открываются благодаря долголетию, но только каждый третий человек в мире говорит, что оптимистично смотрит на приближающуюся старость. Это, возможно, не удивительно, учитывая, что повсеместно распространено представление, что старость — это упадок, слабость, плохое состояние здоровья и одиночество.
Эти негативные переживания не являются неизбежными. Мы должны улучшить рабочие места, наше жилище и наше здоровье, быть вовлеченными в наши сообщества, чтобы наибольшее число из нас чувствовали себя хорошо в преклонном возрасте. Изменение нашего собственного отношения и отношения общества к жизни в преклонном возрасте — это важный первый шаг.
Глобальное исследование было проведено в партнерстве с благотворительной организацией Centre for Ageing Better.
Опрос проводился онлайн с помощью Ipsos Global Advisor среди 20 788 респондентов в возрасте 16−64 лет в 28 странах (Аргентина, Австралия, Бельгия, Бразилия, Китай, Колумбия, Франция, Великобритания, Германия, Венгрия, Индия, Италия, Япония, Мексика, Перу, Польша, Россия, Румыния, Саудовская Аравия, Сербия, Южная Африка, Южная Корея, Испания, Швеция, Чешская республика, Чили, Малайзия и Турция) и 18−64 года в Канаде и США.