Россиянам, которые проезжают меньше 5,4 тыс. км в год, в перспективе десяти лет дешевле ездить на такси, чем пользоваться личным автомобилем. Россия оказалась на первом месте по величине этого расстояния среди крупнейших стран, сообщает «Коммерсант» со ссылкой на исследование HSBC.
В исследовании учитывались стоимость Toyota Camry в конкретной стране, расходы на топливо и обслуживание автомобиля, средние цены на такси и уровень доходов жителей. По этому соотношению Россия с отрывом лидирует среди крупнейших стран, практически вдвое опережая Индию и в несколько раз — США и Германию, в которых владеть автомобилем наиболее выгодно.
Россия лидирует из-за относительно низкого среднего уровня доходов, усложняющего покупку личного автомобиля, цена которого с учетом импортных тарифов достаточно высока, и сравнительно низких цен на такси.
Согласно расчетам банка, стоимость поездки составляет в среднем около 130 рублей в целом по России и около 350 рублей в Москве. «Таким образом, в России цены на такси пропорциональны доходам, а цены на автомобили не пропорциональны. Поэтому сложилась такая ситуация», — пояснил представитель банка.
Сервисы такси в России могут позволить себе более низкие цены по сравнению с другими странами благодаря большой аудитории — в России во многих регионах плохо развит общественный транспорт, что повышает спрос на такси. При этом по степени проникновения приложений такси Россия на третьем месте в мире. Они установлены у 45% населения, больше — только в Китае (51%) и Мексике (46%). В США приложениями для вызова такси пользуются 40% населения, в Великобритании — 30%, в Индии — 28%, в Германии — 20%.
Руководитель кластера Sharing Economy Российской ассоциации электронных коммуникаций Антон Губницын, указывает, что перевес будет еще более значительным, если кроме цены автомобиля, обслуживания и топлива учесть расходы на платный паркинг и штрафы. HSBC сравнивает владение автомобилем не только с такси, но и с сервисами попутчиков, такими как BlaBlaCar, которые являются некоммерческими по своей сути, так как в них нет отплаты труда водителя, а только компенсация части расходов на топливо, подчеркивает Губницын: при такой методике выгода отказа от личного авто «становится еще более выпуклой».