Amazon и Google всячески расхваливают голосовой шопинг и позиционируют его как важнейшую функцию устройств для «умного дома». По некоторым оптимистичным прогнозам, всего за несколько лет объем продаж, осуществленных при помощи голосовых помощников, достигнет 40 млрд долларов. Однако реальность оказалась менее радужной, пишет The Information.
Источники издания рассказали, что пользователи не спешат заказывать товары через Alexa. В 2018 году только 2% владельцев «умных» колонок — в основном линейки Amazon Echo — совершили покупки, используя голосовые команды. Всего Amazon продал 50 млн устройств с установленной на них Alexa.
Еще хуже дела обстоят с лояльностью: 90% тех, кто просил Alexa заказать товар, больше не используют этот способ шопинга. Отслеживал заказ каждый пятый пользователь — 20% владельцев умных устройств интересовались у Alexa, как обстоят дела с доставкой. Назвать голосовой шопинг массовым продуктом пока невозможно, констатирует источник, знакомый с внутренними цифрами Amazon.
Владельцы Amazon Echo и Google Home предпочитают менее сложные задания. Они задают простые вопросы о погоде, просят установить время, включить музыку или радио. Сам Amazon не спешит раскрывать данные о продажах «умных» устройств.
Глава интернет-гиганта Джефф Безос заявлял инвесторам, что в прошлом году они реализовали «десятки миллионов» таких гаджетов. В финансовом отчете за II квартал топ-менеджер сообщил, что за последний год количество устройств, поддерживающих Alexa, увеличилось более чем в три раза.
В компании говорят, что сторонние разработчики придумали для Alexa более 45 тысяч «навыков», или голосовых настроек. С их помощью пользователи могут управлять другими элементами «умного дома», например светильниками, замками и системой кондиционирования.
Один из разработчиков таких «скиллов» для Alexa и Google Assistant — Патрик Гивенс из агентства VaynerMedia, специализирующегося на digital маркетинге. Рекламодатели часто спрашивают его, как повысить продажи посредством голосового шопинга. Специалист не советует им ждать слишком многого. По крайней мере, прямо сейчас. Сами разработчики рассматривают голосовой шопинг как возможность собрать больше информации и улучшить пользовательский опыт.
Кроме того, вряд ли потребители захотят приобрести с помощью Alexa камеру или книгу — такой шаг требует изучения деталей, знакомства с отзывами. Люди, которые используют голосовые помощники для покупок, скорее закажут туалетную бумагу, стиральный порошок и другие похожие товары.
В Amazon подчеркивают, что их цель — предоставить потребителям наиболее удобный способ для покупок, и Alexa является одним из них. Стимулировать людей чаще использовать голосовой шопинг планируется за счет скидок при заказе через Alexa, в том числе во время распродаж Prime Day.
Впрочем, другие исследования рисуют более оптимистичную картину. Июньский опрос Voicebot.ai показал, что 26% владельцев «умных» колонок совершали покупки с помощью голосовых команд. 16% респондентов сказали, что они используют голосовой шопинг ежемесячно (в опросе приняли участие 1200 американцев старше 18 лет).
OC&C Strategy Consultants прогнозирует, что объем продаж, осуществленных при помощи голосовых помощников (всех брендов), увеличится с нынешних 2 млрд долларов до 40 млрд к 2022 году. RBC Capital Markets ожидает, что в 2020 году Alexa будет генерировать от 5 до 6 млрд выручки благодаря голосовому шопингу.
На данный момент ясно одно: новые технологии не только облегчили жизнь потребителей, но и сделали ее более беспокойной. В частности, пользователей пугает зловещий смех Alexa и оформление случайных заказов, сделанных детьми. Бывают и такие курьезы, как активация Echo и Alexa телеведущим. Например, Джим Паттон умудрился активировать «умную» колонку в домах зрителей из Сан-Диего, где вещает телеканал CW6. Тогда Amazon порекомендовал запретить голосовые заказы и установить код в мобильном приложении Alexa. Компания также обещала, что возврат случайных покупок будет бесплатным.