Цель и задача стартапа — постоянный и быстрый рост. Но что делать в ситуации, когда привычные каналы не работают, а у маркетинга стоит задача продвигать компанию после смены позиционирования и привлекать новую аудиторию? Специалисты компании Think24, директор по маркетингу Мария Ильевич-Стучкова и бренд-директор Анастасия Авнерс, поделились с Sostav экспертными рекомендациями, как маркетологам адаптироваться к новой реальности и оставаться эффективными.
Ставьте себя на место аудитории
Маркетолог должен постоянно вставать на место других людей, своей аудитории и помнить, что все — разные. Работа маркетолога состоит в том, чтобы подумать, кому и почему может понадобиться ваш продукт. Слушайте, что говорят люди, которые платят вам деньги, смотрите, что им нравится, изучайте их.
Определите свою аудиторию и пытайтесь поймать её на всех возможных площадках. Например, решение о покупке обычно принимают родители, именно они платят за продукт. Эта категория точно пользуется соцсетями «ВКонтакте» и «Одноклассники». Однако каждый из этих каналов требует отдельного подхода и контента.
Постоянно тестируйте новые каналы
В стабильные время, когда процессы отлажены, а каналы приводят клиентов и показывают конверсию, есть соблазн ехать по накатанным рельсам. Но опыт показывает: в кризис привычные каналы могут резко отключиться. Поэтому так важно постоянно пробовать новое, тестировать разные гипотезы и осваивать новые аудитории.
Важно постоянно искать новые точки роста и способы общения с аудиторией. Российские соцсети и диджитал-рынок могут давать брендам достаточно аудитории, чтобы держаться на плаву и расти.
Следите за рынком
Рынок сейчас меняется, и важно быть в курсе новостей и трендов. Например, заведите общий чат внутри маркетинга, куда все члены команды могут скидывать полезную информацию из Telegram-каналов и СМИ о маркетинге, трафике и кейсах. Это своего рода информационная гигиена: не надо читать все-все новости (иначе можно утонуть в потоке информации), а только выборку.
Следите за трендами, старайтесь быть актуальными. Создавайте решения, которые будут помогать структурировать, улучшать, оптимизировать жизнь людей. Россия — одна из немногих стран, в которой очень сильно развиты технологии и техсферы: banking, foodtech
За последние полгода ситуация на рынке изменилась, и вполне возможно, не в последний раз. Эксперты говорят, что на смену концепции VUCA (от англ. volatility, uncertainty, complexity, ambiguity — нестабильность, неопределённость, сложность, неоднозначность) пришёл BANI-мир (от англ. brittle, anxious, nonlinear, incomprehensible — хрупкий, тревожный, нелинейный, непостижимый). Поэтому сейчас не время пожинать плоды — нужно искать информацию, работать.
Настраивайте процессы
Изменения — это всегда больно. Не бойтесь менять бизнес-процессы и работу внутри, становиться гибкими — это залог успеха в бесконечно меняющемся мире. Например, если раньше компании проводили статусы раз-два в неделю, то теперь стали тщательнее работать с руководителями продаж, получать прямую обратную связь ежедневно. На этих встречах разбираем кейсы, работаем над ошибками и вместе ищем решения.
Старайтесь видеться с командой, проводить регулярные встречи в офисе. Раньше мы работали в гибридном формате, но теперь чаще встречаемся в оффлайне — важно быть в кругу людей, которые близки по духу. Проводите периодически звонки с командой, с руководителями — поддержка невероятно важна для сотрудников. Когда сотрудники видят, сколько сил топ-менеджемент тратит на развитие и получение дополнительных инвестиций — это сильно мотивирует.
Резюме
Подводя итоги вышесказанному, можно софрмулировать топ-9 рекомендаций:
- Попробуйте найти альтернативную аудиторию, которой может быть полезен продукт: например, не родители, а дети; не мамы в декрете, а работающие отцы.
- Рассмотрите разные площадки и аудитории. Например, компания присмотрелась к Pikabu.ru, и оказалось, что аудитория этой площадки повзрослела и теперь там находятся папы, которых волнует обучение их детей, и они готовы купить курсы.
- Не будьте предвзяты. Если вы не сидите, например, на Pinterest, это не значит, что там нет потенциальной аудитории.
- Включайте дополнительные инструменты: выходите в EdTech-рейтингах, работайте с репутацией на крупных и региональных форумах, сайтах-отзовиках.
- Обращайте внимание на открытую информацию. Всё есть в доступе, секретов нет. Например, соцсети активно делятся гайдами и полезными лайфхаками.
- Не читайте все новости подряд, выбирайте круг источников, которым доверяете.
- Думайте о том, как ваш продукт может быть полезен аудитории.
- Стабильности не существует, учитесь быть гибкими и находить точки роста в постоянно изменяющемся процессе.
- Будьте открыты с сотрудниками: проводите регулярные встречи с руководителями и топ-менеджментом.