Расходы россиян на одежду и обувь в начале 2021 года выросли в 2,5−3 раза. Причиной эксперты называют не рост цен, а низкую базу 2020 года, когда население России в период пандемии экономило почти на всем потреблении, сообщает «Коммерсант» со ссылкой на данные Росстата.
Пандемия ознаменовалась ускорением инфляции и снижением доходов населения. Компенсировать это граждане старались изменениями структуры потребления. Так, доля трат на питание дома снизилась с 51,2% до 47,5%. Малообеспеченные домохозяйства при этом фактически перестали покупать алкоголь и табак. Заметно снизились траты на транспорт, газ, электричество, а также расходы на образование и здравоохранение.
При этом россияне со средними доходами повысили расходы на мебель и бытовую технику, у всех групп умеренно выросли расходы на связь и IT: локдауны 2020 года предсказуемо сформировали новые коммуникационные привычки.
Единственная статья расходов, отличающая среднероссийский потребительский бюджет начала 2020 и начала 2021 года — это одежда и обувь: если год назад на них тратили 6−7%, то после пандемии — 11−16%. Дороже всего текстильно-обувные покупки обошлись беднейшему децилю: там доля расходов на одежду и обувь выросла с 5,8% до 15,9%. Люди с высокими доходами увеличили свои расходы в этом сегменте с 4,8% до 11,3%.
Эксперты отмечают, что речь идет именно о росте потребления, а не цен. При этом нельзя исключать того, что это своеобразный эффект «символического завершения локдауна» и реализации отложенного спроса. Ритейлеры подтверждают эти выводы.
По словам гендиректора Baon Ильи Ярошенко, с наступлением локдауна большая часть людей сознательно сократила траты: многие перешли на удаленку, и необходимость массовых покупок одежды просто отпала. Но в начале этого года ситуация поменялась, продажи одежды увеличились: в первом квартале этого года продажи Baon в digital по сравнению с прошлогодними выросли на 20−40%.