Sostav.ru
18.12.2020 в 12:00

Тренд 2020: онлайн-ивенты. Как конференции, презентации и юбилеи перешли в онлайн

Игроки рынка обсудили плюсы, минусы и перспективы виртуального формата

В этом году из-за пандемии многие мероприятия были отменены или перенесены на неопределенный срок. Это напрямую повлияло на ивент-индустрию: по оценкам участников рынка, отрасль потеряла от 70 до 90% бюджетов. Компаниям и агентствам пришлось перестраиваться, однако частично компенсировать потери помог переход в онлайн. Сколько стоят онлайн-мероприятия, как компании собираются проводить новогодние корпоративы и останется ли этот тренд после пандемии — Sostav узнал у представителей индустрии.

Переход в онлайн назревал давно. Пандемия его ускорила

Спрос на онлайн-мероприятия появился после объявления самоизоляции. У многих компаний планировались конференции, форумы, презентации — нужно было искать безопасный способ проведения или переносить их на неопределенный срок.

Агентствам пришлось экстренно перестраиваться: осваивать новые технологии, площадки, брать в штат новых специалистов. Те, кто не смог сделать это быстро и качественно, понесли убытки или ушли с рынка, говорят представители агентств. Те же, кто адаптировался, смогли переизобрести отрасль: создать платформы, войти в коллаборации, придумать новые форматы и механики взаимодействия с аудиторией.

Александр Ревский, исполнительный директор iMARS:

Если в начале года были достаточно простые варианты, то сейчас заказчикам предлагаются онлайн-концерты и шоу, видеобары, онлайн-караоке, квесты, квизы и различные соревнования. Отдельной «фишкой» становится совмещение онлайна с офлайном: например, привезти сотрудникам одновременно подарки и праздничное угощение, маски, костюмы или любой другой реквизит, который позволит «почувствовать» праздник и дополнительно объединить людей.

Эксперты сходятся во мнении, что пандемия стала драйвером развития онлайн-ивентов. Хотя до карантина и ограничений был спрос на онлайн, чаще всего это были «гибридные» мероприятия, где онлайн лишь дополнял живой ивент. По оценке Владимира Виноградова, президента Pro-Vision Communications , на такие события приходилось около 10% мероприятий, все остальные проходили полностью в офлайне. С введением запретов ситуация полностью изменилась.

Онлайн не смог сдержать падения индустрии

Хотя в этом году прошло много онлайн-мероприятий, ивентов все равно стало меньше. По словам Павла Недостоева, управляющего партнера DEPARTÁMENT, объем российского рынка ивент-маркетинга можно оценить в 40 млрд руб. За 2020 год рынок лишился 75%, то есть 30 млрд руб. Игорь Лютенко, управляющий партнер компании ПРО-Интерактив , оценивает объем рынка в 50 млрд руб. Из-за отмен, переносов и урезаний бюджетов рынок мог потерять около 90% или 45 млрд руб., считает Лютенко.

В Re:evolution и MOTIVE agency & production отмечают, что за 2020 год индустрия могла лишиться от 70% до 85% бюджетов. После объявления карантина агентства надеялись на улучшение ситуации в конце весны, но этого не случилось. «Бизнес застыл в ожидании сначала мая, потом июня. Летом часть мероприятий все-таки состоялась, однако, это даже не 10% от запланированного ранее», — объясняет Светлана Линтварева, заместитель гендиректора Motive agency&production.

Часть потерь смогли компенсировать онлайн-мероприятия, но этого недостаточно. Кроме того, за онлайн-события с ивент-агентствами стали конкурировать диджитал-агентства и сами подрядчики, и часть бюджетов компаний стала уходить к ним.

Плюсы и минусы онлайна, а также почему низкая цена — миф

У онлайн-мероприятий есть очевидные плюсы: безопасность, скорость разворачивания, интерактивность, широкая география участников и спикеров. Количество гостей на таких мероприятиях не ограничено, а следовательно можно получить большее количество контактов и охват по сравнению с офлайном. Для онлайн-ивентов снижается и ряд расходов: на площадку, кейтеринг, логистику.

Некоторые компании могут сэкономить на проведении такого ивента. Например, организации с большим количеством филиалов в разных городах или бренды, которые планировали выездное бизнес-мероприятие. Но в целом низкая цена онлайн-ивентов — миф, сходятся эксперты. Для онлайн-мероприятия нужна оборудованная студия, ведущий, команда, артисты, поэтому часто бюджеты на крупный онлайн-ивент могут быть сопоставимы с офлайном.

Светлана Линтварева, заместитель гендиректора Motive agency&production:

Нельзя сказать, что услуги по организации мероприятий в онлайне намного дешевле, так как качественная подготовка — это тоже затраты. К творческой части добавляется техническая поддержка, платформа для проведения, аренда и декорирование студии, обеспечение техникой, гонорары ведущему, артистам, музыкантам. В бюджете нет статьи расходов на аренду зала и кейтеринга, но трудозатраты по проведению в интернете примерно одинаковые с офлайн-ивентом.

Вначале компании боялись тратить крупные суммы на такие проекты. Но после своих первых ивентов и кейсов коллег стали вкладываться смелее, отмечает Павел Недостоев, DEPARTÁMENT.

Главный минус онлайн-ивентов — отсутствие живого общения. «Задачей мероприятий всегда было сплочение людей, будь то клиенты, партнеры или сотрудники компании. С переходом в онлайн эта составляющая потерялась», — считает Владимир Виноградов, Pro-Vision. «Сложно воссоздать энергетику концертов и выступлений, к тому же глубина и качество контакта у офлайна все еще на первом месте», — согласен Иван Сиденко, креативный директор Re:evolution.

В онлайне сложнее удерживать внимание человека. «Одно дело, когда он находится на классной площадке, ты вырубаешь свет, пускаешь луч на сцену, драматическая музыка. Другое, когда человек находится у себя дома, за ноутбуком. Вокруг семья, дети, постоянно сообщения приходят», — рассуждает Недостоев. Одновременно онлайн-ивентам приходится конкурировать за время с другими «традиционными» онлайн-развлечениями — сериалами, играми и блогерами.

Хотя онлайн-события доступны людям из любой точки мира, все упирается в качество интернет-сигнала. «Вы можете сделать наикрутейшую программу, но если у вашего зрителя плохое интернет-соединение, праздник для него будет испорчен», — указывает Александр Ревский, iMars.

Для самих же ивент-агентств встает вопрос об оплате. По мнению Игоря Полонского, основателя агентства Director's Cut , организация онлайн-событий достаточно ресурсоемкий процесс. Чтобы покрывать все расходы, участники индустрии должны переходить от комиссий к оплате по рейт-картам и часам.

Игорь Полонский, основатель агентства Director’s Cut:

Проблема онлайн-событий для классических ивент-агентств в том, что они очень ресурсоемки. При этом в бюджетах таких проектов нет высокорасходных позиций, и мы не можем больше работать только за комиссию, как было раньше. Появление рынка онлайн-мероприятий подтолкнет ивент-агентства и наших заказчиков к переходу на оплату работ по рейт-картам, по часам и специализациям. Только так агентство сможет покрывать свои расходы на специалистов, которые сейчас готовят виртуальные события.

Вместо новогоднего застолья — онлайн-караоке и видеобар

Согласно исследованию «Работы.ру», 66% российских компаний откажутся от новогоднего корпоратива в этом году. Из тех, кто все-таки собирается праздновать, 40% проведут мероприятие в онлайне.

В агентствах по-разному оценивают спрос на новогодние корпоративы. В e:mg отмечают, что клиенты агентства отменяют мероприятия или переносят их на январь. В Pro-Vision указывают, что некоторые компании собираются проводить небольшие новогодние корпоративы в офисе — «уютные, практически домашние посиделки без затрат на артистов и брендинг». По данным Motive agency&production, в основном организации отказываются от новогодних торжеств, хотя «кто-то проводит их в небольших группах по отделам, а кто-то в виде онлайн-квиза».

В Worlds (бывшие «Подъежики») отмечают небольшой спрос на онлайн-корпоративы, также о наличии спроса говорят в iMars, Re:evolution, Director’s Cut и DEPARTAMENT. В «Про-Интерактив» говорят, что запрос на организацию мероприятий остается, «и даже в онлайне становится тесно». «Ивент-индустрия, освоив в полной мере онлайн-технологии, оказалась не готова к такому спросу. Уже сейчас есть «пиковые» даты, на которые уже не найти ни ведущего, ни площадки для организации онлайн-трансляции. По моим сведениям, у некоторых ивент-агентств на декабрь уже по 30−40 подтвержденных мероприятий», — рассказывает Лютенко.

Игорь Лютенко, управляющий партнер «ПРО-Интерактив»:

Кто-то настаивает на своеобразном крафтовом «Голубом огоньке»: собрать в студии «передовиков производства», позвать звезд, организовать трансляцию. Как вариант — онлайн-концерт только для своих, на закрытой платформе, с доступом по коду. Некоторые компании готовят полноценную интерактивную вечеринку, где будет место и номерам самодеятельных корпоративных артистов, и кулинарные мастер-классы, и интеллектуальные поединки, и даже онлайн-бар.

Ожидания и запросы у компаний к мероприятиям самые разные. Особым спросом пользуются форматы, дающие возможность участникам взаимодействовать: онлайн-караоке, квесты, квизы и различные соревнования, указывает Ревский, iMars. В Director’s Cut отмечают спрос на яркие онлайн-шоу и интерактивные платформы, которые могут объединить сотрудников крупной компании.

Онлайн-ивенты останутся и после пандемии

В 2020 году не осталось мероприятия, которое нельзя было бы перевести в виртуальное: агентства организовывали онлайн-конференции и премии, диджитал-юбилеи и свадьбы. Но это была скорее необходимость, чем желание попробовать новый формат.

Онлайн-мероприятия продолжат существовать и после пандемии, уверены эксперты. Форматы, которые доказали свою эффективность, будут использоваться, остальные же постепенно вернутся в привычный офлайн. Также будет больше гибридных мероприятий: сейчас организация онлайн-трансляции становится «нормой и обязательным условием», считает Игорь Лютенко, «Про-Интерактив».

Компаниям нужно будет решить, что им даст живой формат, а что — виртуальный. Так, в онлайн могут перейти тактические деловые мероприятия: совещания, региональные встречи, конференции — все что удобно и равноценно реализуется без личного присутствия, отмечает Татьяна Тармогина, управляющий директор e:mg group. Стратегически важные события, ставящие перед собой имиджевые и коммуникационные цели, целесообразно проводить очно, считает она.

В онлайн могут перейти мероприятия, в которых не так важен контакт человека с человеком: образовательные, развлекательные мероприятия, знакомство с продуктом, особенно из диджитал-сферы, рассуждает Павел Недостоев. По его мнению, живое общение нужно в консервативных и имиджевых историях, когда нужно установить неформальное и доверительное общение между людьми.

При этом Недостоев советует все-таки не сравнивать онлайн-ивент с классическим офлайновым мероприятием: «воспринимайте его как общение человека с диджитал-средой. Посмотрите на механики, которые действуют в компьютерных играх, соцсетях, сообществах, форумах. Здесь правила совершенно иные».

Делать «стандартные и банальные вебинарные события» после 2020 года будет уже «немодно и ненужно», указывает Игорь Полонский, Director’s Cut. «Сегодня в онлайне можно сделать по-настоящему яркое событие, которое запомнится и будет эффективным, но делать его должны те люди и агентства, кто уже знает законы этого нового мира», — отмечает он.

Обсудить с другими читателями:
Ваш браузер устарел
На сайте Sostav.ru используются технологии, которые не доступны в вашем браузере, в связи с чем страница может отображаться некорректно.
Чтобы страница отображалась корректно, обновите ваш браузер.