Главным трендом уходящего года, безусловно, стала цифровизация. Информационные технологии плотно используются с 2010 года и уже интегрированы в нашу жизнь. Как показывает практика, не все государственные институты и бизнес-модели нуждаются в срочной цифровизации. Тем не менее, все больше процессов преобразовывается в цифровой формат и со временем диджитализация затронет даже консервативные отрасли.
В 2018 году цифровая трансформация затронула целый ряд секторов, и транспортная система не стала исключением. Внедрение цифровых технологий, как отмечают эксперты, по-прежнему является сложностью для многих компаний. Не каждый готов подстраивать бизнес-модель ради новых технологий. Однако, первыми, кто делают шаги в сторону цифровизации грузоперевозок, становятся гиганты рынка, что закономерно. Социально-ответственный бизнес стал своеобразным первопроходцем данного направления.
Ярким примером стала разработка «Газпром нефти» — «Цифровой бензовоз». Проект, взявший сразу несколько наград на Премии ComNews Award и ставший «Технологией года» по версии Safety & Security Leaders. Компания внедрила комплекс цифровых решений, обеспечивающих безопасность и качество перевозок моторного топлива автомобильным транспортом. Технологические новинки объединены на базе бензовоза, который перестал быть просто емкостью для перевозки топлива и стал гаджетом — площадкой для тестирования современных систем удаленного контроля и управления доставкой. Система цифрового контроля включает решения в области сохранности качества и безопасности транспортировки топлива. Технологические новинки объединены на базе бензовоза, который перестал быть просто емкостью для перевозки нефтепродуктов и стал площадкой для тестирования современных систем удаленного управления доставкой.
Более 600 машин собственного парка и партнеров оснащены комплексами онлайн-мониторинга перевозки. Это дает возможность дистанционно фиксировать до 20 параметров: геопозиция, обороты двигателя, объем топлива в бензобаке, скоростной режим, стиль вождения, соблюдение режима труда и отдыха водителя и другие. В случае незапланированных остановок или отклонения от маршрута система информирует диспетчера мгновенным уведомлением. А электронная пломбировка люков каждой секции автоцистерны позволяет предотвратить несанкционированный доступ к перевозимым нефтепродуктам. Кроме того, каждый бензовоз снабжен системой видеонаблюдения из 4 камер. Они фиксируют транспортную ситуацию во время движения, а также действия водителя в кабине. Ежедневно со всего парка камеры записывают порядка 22 000 часов видео. Для их анализа используются возможности нейросетей. Машинный интеллект способен распознать нарушение водителем правил безопасной перевозки — использование на ходу мобильного телефона, непристёгнутый ремень безопасности, наличие посторонних лиц в кабине. Применение цифровых технологий на транспорте позволяет повысить оперативность контроля и безопасность доставки нефтепродуктов потребителям.
Данный пример исключение из правил, бизнес все чаще обращается за помощью к информационным технологиям и вероятно уже в наступающем году число цифровых разработок увеличится.
Стоит отметить, что использование Big Data на транспорте не ограничивается бизнес-сектором. К примеру, общественный транспорт столицы уже давно встал на так называемые «рельсы» цифровизации. На основе больших данных уже создана модель, позволяющая в реальном времени предсказывать траффик и проблемные места в городе. Персональный подход для каждого пользователя транспортной системы — реальность. Более того уже сейчас возможна работа с большим потоком информации, ее аналитикой и формированием персональной коммуникации на основе полученных данных.
Цифровизация дорог также вошла в топ-3 изменений уходящего года. Автоматизированные системы контроля за движением на автодороге позволяют не только сократить аварийность, но и увеличить скорость передвижения транспорта. Повсеместное использование беспилотников запланировано уже в ближайшем будущем. Такая инициатива позволит контролировать обстановку на дороге в реальном времени. Информация, которую беспилотник доставляет в пункты контроля пройдет несколько стадий анализа, что позволит повысить эффективность работы на самых сложных дорожных участках.
В последнее время не утихают споры вокруг агрегаторов такси. Пассажиры по-прежнему не ощущают должной безопасности при поездке на такси, а эксперты отмечают резкий рост аварий с их участием. Большинство заказов поступает через мобильные приложения, однако государственный аппарат так и не продумал специфику их регулирования. Данный рынок такси построен вокруг цифровых платформ и требует более четкой интеграции в правовое поле. Представители государства уже в скором времени планируют перейти на безбумажный расчет и применение цифрового контроля за агрегаторами такси.