В последних числах января 2019 года ВЦИОМ подвел итоги «потребительского года» и выяснил, на что россияне планируют тратиться в наступившем 2019 году. Мы уже писали, что самым популярным приобретением в 2018 году стал мобильный телефон, на 9 процентных пунктов опередивший ближайшего «конкурента» — стоящую на второй строчке категорию «бытовая техника».
Однако в 2019 году планы наших сограждан изменились, и мобильный телефон стоит лишь на седьмой строчке по популярности, а лидером по востребованности оказались «ремонт» и «путешествия и поездки». Лучше стали жить? Но доля тех, кто ничего не покупал в 2018, примерно равна доле тех, кто не планирует покупки в 2019 г. (29%). Чем объяснить происходящие изменения?
Самое распространенное объяснение такого рода изменений заключается в том, что растет (или падает) материальное положение потребителей. Между тем, имеет значение и то, как люди сами оценивают свое положение. Данные ВЦИОМа позволяют учесть это обстоятельство. Заметим в скобках, что самооценка респондентов своего материального положения, как хорошее, среднее
Данные опроса ВЦИОМ показывают, что в 2018 году спрос на такие товары, как мобильные телефоны, бытовая техника, путешествия (поездки) был эластичен по материальному положению покупателей. Чем оно лучше (по самооценке), тем больше доля тех, кто купил эти товары. А вот за обучение люди платят вне зависимости от своей ситуации, приобретая образовательные услуги «на последние». Среди покупателей автомобиля и компьютера можно чаще встретить обеспеченных людей, а вот разницы между теми, кто оценивает свою ситуацию как плохую или среднюю — нет.
Интенсивность покупок в зависимости от самооценки потребителями своего материального положения, доля, %, 2018 г.
В 2019 году ситуация изменилась, во всяком случае, на уровне планов потребителей. Мобильный телефон теперь меняют не только в ситуации, когда есть свободные деньги, но и когда их нет. Именно с этим и может быть связано снижение доли планируемых покупок. Похожая ситуация и с компьютерами.
Те, кто оценивает свое материальное положение как хорошее, планируют покупку так же часто, как и те, у кого оно «среднее» и даже «плохое».
Интенсивность планируемых покупок в зависимости от самооценки потребителями своего материального положения, доля, %, 2019 г.
Особенности потребительского поведения могут быть связаны с возрастом. В самом деле, среди тех, кто планирует в 2019 году купить мобильный телефон или/и компьютер, преобладает доля молодых людей (18−30 лет), а путешествия и поездки собираются оплачивать люди среднего возраста (31−45). Такого рода зависимости косвенно подтверждаются довольно ожидаемым фактом: среди тех, кто не собирается ничего покупать, больше всего тех, кому за 60.