Каждый второй ТЦ в России оказался под угрозой закрытия. Около 200 объектов находятся сейчас в банкротном и предбанкротном состоянии, а в будущем к ним могут прибавиться ещё 70−100, сообщают «Известия» со ссылкой на управляющего директора Российского совета торговых центров (РСТЦ) Олега Войцеховского.
По данным «Авито Недвижимости», с января по октябрь 2022 года объём предложения ТЦ с площадью от 10 тыс.м2 и больше по всей России вырос примерно на 14%. Лидером стал Санкт-Петербург: там за год количество объектов на продажу увеличилось вдвое.
По данным портала DA (сервис «Сбера»), ТЦ активно продают в Москве и других городах, например в Красноярске, Череповце, Уфе. Цена на торговые центры сильно разнится. Сегодня продается свыше 20 моллов стоимостью от 1 млрд до 8,3 млрд рублей, рассказали аналитики портала.
Войцеховский считает, что проблемы моллов связаны в основном с неудачными концепциями, неэффективным управлением и высокой конкуренцией в локации. Немалым ударом для них стал и уход западных брендов. По данным консалтинговой компании Nikoliers, доля иностранных ритейлеров «на паузе» в столичных ТЦ доходит до 30%.
Объекты находятся в зоне риска из-за высокой закредитованности и снижения доходов, добавляют аналитики. В ближайшем будущем останутся только ключевые крупные игроки, прогнозируют они. «Рано или поздно один из них возьмет лидирующие позиции и начнет перетягивать сначала трафик, потом арендаторов, потом прибыль, способствуя банкротству конкурента», — отметил президент Magic Group, создатель универмагов российских дизайнеров Slava и «Йармарка» Александр Перемятов.
Ранее сообщалось, что торговые центры стали подавать иски к зарубежным ритейлерам, которые приостановили свою работу в России. Они просят взыскать с них штрафы за «неосуществление коммерческой деятельности и убытки по неоплате арендной платы». Суды завели уже 14 дел, ответчиками по которым выступают H&M, Victoria's Secret, Uniqlo, Adidas, Nike и другие.