В крупных городах России стали строить меньше торговых центров, так как под влиянием кризиса девелоперы приступили к освоению городов поменьше, сообщает «Коммерсант» со ссылкой на данные Knight Frank.
10 из 15 проанализированных городов-миллионников показатель обеспеченности торговой недвижимостью по итогам первой половины 2018 года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года не изменился. Однако есть города, где был зафиксирован хоть незначительный, но все же рост. Речь идет о Москве (с 487 до 502 кв. м на 1 тыс. жителей), Красноярске (с 316 до 338 кв. м), Казани (с 327 до 357 кв. м), Ростове-на-Дону (с 439 до 486 кв. м) и Воронеже (с 464 до 497 кв. м).
При этом до 2014 года темпы увеличения данного рынка были значительно быстрее, к 2018 году обеспеченность торговыми площадями на тысячу жителей в большинстве городов-миллионников выросла в два раза и более. Сокращаются не только объемы ввода торговой недвижимости, но и параметры ранее заявленных проектов. Зачастую сроки открытия торговых центров сдвигаются.
В перспективе ритейлеры и девелоперы будут осваивать слабо охваченные торговой недвижимостью города Ханты-Мансийск, Якутск, Махачкалу и другие, где есть потребность в современных торгцентрах. Это подтверждают в группе «Ташир» (развивает сеть торгцентров «Рио»): «В регионах спрос на качественные площади не только со стороны международных и российских компаний, но и локального пула арендаторов».
При этом, эксперты отмечают, что сейчас уже не очень популярно ездить в торговые центры за товарами первой необходимости — их покупают в магазинах шаговой доступности. Зачастую гипермаркеты являются якорными арендаторами большинства торгцентров, а fashion-ретейлеры вынуждены конкурировать с онлайн-торговлей и адаптироваться к сокращению расходов потребителей.