Реклама - двигатель торговли, и она может работать не только в условиях свободного рынка и высокой конкуренции. Советский Союз, в котором не было частного производства и конкурентной борьбы между компаниями, да и самого понятия - бренд, все же активно использовал рекламу для продвижения товаров среди потребителей.
Рекламу в Страну Советов принесла хрущевская оттепель, она активно использовалась в брежневскую эпоху и позднее. Всего, по данным исследователей, с 1967 по 1991 гг. было выпущено порядка 5000 рекламных роликов, продвигающих продукты питания, автомобиль, разнообразную технику и магазины.
В преддверии и сразу после развала СССР рекламное наследие советского союза было в значительной степени утеряно. Российская рекламная индустрия начала отчет в своем развитии уже в перестроичные времена, с возникновением частного бизнеса и приходом в страну иностранных брендов. Однако и во времена советской рекламы были работы с крепким креативным стержнем и своими творческими находками, которые могут внутренне обогатить и вдохновить современных рекламистов.
Одной из отличительных особенностей советской телерекламы можно назвать участие самых любимых и известных актеров, которые не стеснялись продвигать различные "товары народного потребления". Или, например, мебель, как в этом ролике с Михаилом Боярским - советском ответе IKEA.
В Советском Союзе не было специализированных рекламных агентств, и созданием роликов занимались киносценаристы, операторы и режиссеры. В итоге получались работы, которые несложно было спутать с какой-нибудь кинокомедией тех лет. Как, например, эта реклама напитка "Байкал".
Советский зритель был неплохо эрудированным, поэтому в рекламе просматривались параллели с художественными произведениями. Например, этот ролик легендарных часов "Чайка" с известным актером Михаилом Светиным явно намекает на картину Василия Перова "Охотники на привале".
Позитивные эмоции, романтика и юмор - это все активно использовалось в советской рекламе. Например, в этом ролике портативного магнитофона.
Семейные ценности, теплые взаимоотношения между поколениями также не игнорировались. Пример тому - этот забавный ролик культового телевизора "Юность".
Ну и, конечно, дети также были завсегдатаями рекламы соответствующих категорий. Мимими-эффект работал и в Советах.
Руководство СССР любило проводить социально-экономические эксперименты над гражданами и проводило массовые кампании в поддержку той или иной массовой инициативы. Например, этот ролик в поддержку "кукурузации" пищевой промышленности. Его часто называют первой советской рекламой (кукурузная кампания проводилась в 1957-1959 гг), однако доподлинно это не известно.
Меньшая по масштабу, но важная кампания призвана была приучить советских граждан к такому новшеству, как плавленный сыр. Результат был отличным - сырок "Дружба" стал незаменимым спутником встреч на троих.
Советская реклама продвигала не только товары, но и услуги. Например, такие новинки для тех лет, как химчистка или антикварная лавка.
Активно в СССР продвигали вершину достатка для советских граждан - автомобили. Для этого использовали product placement ("Москвич" в "Бриллиантовой руке", "Жигули" в "Невероятных приключениях итальянцев в России"). Но и рекламных роликов было в достатке.
Продуктовая реклама, вышедшая десятилетия назад, в закрытом и несвободном государстве без рыночной экономики, мало чем отличается от той, что мы видим на экране сейчас.