В рекламном бизнесе не принято судиться — cтороны предпочитают пойти на уступки, ведь никто не хочет прослыть скандалистом, ввязываться в тяжбы и «не факт, что выиграем». Однако спор и намерение решить его в суде — вполне нормальная практика. Главное, подойти к вопросу с холодной головой и грамотно оформленными документами. Сооснователь креативного агентства Jekyll&Hyde Елена Паламарчук и партнер юридической компании Runetlex Павел Мищенко рассказали, как вести конструктивный диалог и сэкономить обеим сторонам нервы и время.
Всегда читайте договор
Казалось бы, очевидный совет. Но так исторически сложилось, что после подписания договора работа часто строится вне его рамок. Договор — это не просто гарант выполнения работ и оплаты. Он содержит условия, которые защищают обе стороны и обозначают порядок действий в спорных случаях.
Пример: агентство задержало проект, запуск продукта сорван, клиент теряет деньги и терпение — если отмотать назад, выясняется, что клиент тянул с контентом для этикеток, из-за чего откладывалась верстка макетов. А в грамотно составленном договоре обычно указано, что срок сдачи работ сдвигается пропорционально сроку, на который клиент задерживает предоставление информации. Получается, что у агентства нет просрочки.
Еще один пример: клиенту не нравится результат работ. Он не подписывает акт и не оплачивает последний этап работ, а после раздумий решает обратиться в суд и взыскать всю ранее уплаченную сумму с агентства. Тут всплывает проблема с договором — в нем зафиксирована необходимость оформить мотивированный отказ в случае несогласия с результатом работ. Нет отказа в срок — работа принята.
В итоге если клиент будет принимать решения на основании интуиции и эмоций, а не подписанных им же документов, то перспектива успешного исхода конфликта существенно снижается.
Рекомендация заказчику. В любой непонятной ситуации не спешите нанимать судебного юриста. Сначала нужно сориентироваться в договоре и понять, кто прав, а кто нет. Возможно, не стоит тратить ресурсы на судебные тяжбы, если вопрос решаем уже на этапе внимательного скрининга документа.
Готовьте досудебную претензию
С 2016 года для юридических лиц (заказчик и агентство) обязателен первый этап урегулирования спора — досудебный. В этом случае направляется досудебная претензия. Что здесь важно:
- Если вы не получаете ответа в течение 30 дней (в договоре может быть указан другой срок), можно подавать иск в суд. Если поспешите и подадите иск раньше, вам его вернут, скорее всего.
- Юрист вам в помощь. Досудебная претензия — прототип будущего иска. Важно синхронизировать факты и требования, изложенные в этих двух документах. Профессионал учтет все тонкости подготовки документа и увеличит шансы на победу.
Рекомендация заказчику. Воспринимайте претензию не просто как формальность, а как реальный инструмент для решения вопроса. Составьте ее так, чтобы максимально четко и объективно отразить ваши требования — вернуть предоплату, переверстать макеты или забрендировать еще один носитель. Высока вероятность, что исполнитель признает справедливость требований и согласится доработать концепт или вернуть деньги без суда.
Используйте любую возможность договориться
Немногие знают, но на любом этапе судебного процесса можно заключить мировое соглашение. Оно оформляется в суде, утверждается судом, подписывается и заказчиком, и агентством. Судья также может внести коррективы в документ, если посчитает, что баланс интересов нарушен.
Если мировое соглашение будет нарушено, судебного рассмотрения дела не будет. Можно сразу обратиться в суд за выдачей исполнительного листа.
К сожалению, на этапе суда стороны не допускают даже мысль о попытке договориться. Это контрпродуктивно по нескольким причинам. Во-первых, вероятность, что суд удовлетворит иск, часто оценивается 50 на 50. Во-вторых, дело не всегда заканчивается решением суда — часто следуют апелляция, а иногда и встречный иск, если к вам тоже имеются претензии. Все это затягивает процесс и не гарантирует желаемого результата.
Рекомендация заказчику. Не идите на поводу у гордости, используйте шанс договориться на любом этапе. Не важно, предъявляете требования вы или вам. Судебные тяжбы — долгий и изматывающий для обеих сторон процесс, важно рассчитывать свои ресурсы на перспективу.
И финальное: суд — это не война
Решение пойти в суд часто воспринимается как объявление войны. Это не так. Суд — финальный, но цивилизованный способ уладить разногласия, в котором вы привлекаете третью сторону. Нужно разумно и тщательно оценивать свои силы.
Рекомендация заказчику. Даже если конфликт дошел до суда — оставайтесь в конструктивном диалоге и выходите на путь переговоров. Так вы сможете прийти к консенсусу быстрее и эффективнее, а ваша репутация в профессиональном сообществе с большей вероятностью останется чистой.
Эта статья — продолжение серии материалов, посвященных юридическим аспектам креативного бизнеса. Ранее Sostav публиковал мнение экспертов по вопросам приемки работ и почасовых контрактов.