Онлайн-ритейл нуждается в законах, которые позволят защитить представителей отрасли. Об этом член комитета Государственной Думы по защите конкуренции Ирина Филатова сказала по итогам закрытого межфракционного заседания депутатов Госдумы профильных комитетов, на котором обсудили нормативно-правовое регулирование интернет-торговли.
По словам Филатовой, на рынке онлайн-ритейла не удалось навести порядок с помощью механизмов саморегулирования. Ситуация с забастовками сотрудников Wildberries показала, что нужно продумать более эффективную систему нормативно-правового регулирования.
Депутат не исключила, что нарушителей будут привлекать к уголовной ответственности. «В любом случае понадобятся новые инструменты и новые механизмы юридические, в том числе уголовные», — сказала Филатова.
Депутат подчеркнула, что мошенники есть на всех этапах цепочки реализации товаров и услуг в интернете. Недобросовестными бывают и поставщики, и потребители. Изменения должны быть взвешенными, потому что «система сложная», и итоговое решение должно учитывать интересы всех участников отрасли, отметила парламентарий.
Инициатором заседания выступил первый зампредседателя Комитета Госдумы по контролю, первый замруководителя фракции «Справедливая Россия — За правду» в Госдуме Дмитрий Гусев. На встрече присутствовали представители ведущих российских маркетплейсов: «Авито», Ozon, Wildberries, «Сбер» и «Яндекс», а также Ассоциации компаний интернет-торговли. По словам Гусева, представители отрасли заверили, что готовы заключать с партнёрскими пунктами выдачи заказов (ПВЗ) соглашение о принципах, методах и технологии работы.
Депутаты планируют встретиться также с другими участниками рынка интернет-торговли, в том числе продавцами. Следующее заседание по вопросам нормативно-правового регулирования интернет-торговли запланировано на 5 апреля.
Ранее в Wildberries прошла волна забастовок. Сотрудники маркетплейса выступили таким образом против новой системы штрафов, согласно которой с них удерживают 100% стоимости товара, если покупатель возвращает бракованную или подменённую вещь. В Wildberries решили, что в 98% таких случаев виноваты сами сотрудники ПВЗ.
24 марта ФАС потребовала от Wildberries доработать оферту компании, а также указало на необходимость создания внутреннего арбитража для рассмотрения споров продавцов.