Иллюстрация Fotolia
Порядка 24% всех тендеров в сфере PR проводились в 2012 году с нарушениями. На рынке отмечено некоторое улучшение, так как в 2011 году к некорректным и непрофессиональным были отнесены 33% от общего числа тендеров. Причем 10% заказчиков требовали от компаний бесплатной разработки креативных решений в рамках тендера. Об этом свидетельствует исследование Ассоциации компаний-консультантов в области связей с общественностью (АКОС) по тендерной политике в сфере PR.
Нарушения при проведении тендеров в сфере PR в 2012 году снизились на 9% по сравнению с 2011 годом. Основные нарушения – отсутствие брифа или его непонятность, формулирование требований для допуска к тендеру так, что становится понятно, какой конкретно компании предназначается тендер, а также непрозрачность тендера (например, частные встречи с каждым агентством вне официальных встреч).
К тому же, заказчики часто не называют бюджет, участников тендера и победителя. Руководитель рабочей группы АКОС по тендерной политике в области PR, старший партнер PR Inc. Ольга Дашевская отмечает, что участники тендеров хотели бы видеть работы победителей, хотя бы на условиях договора о конфиденциальности. Также ей не знаком ни один случай, когда компании, наблюдая явные нарушения при проведении тендера, обращались бы в ФАС, но сказала, что «пора к этому прибегать».
Главной проблемой на этом рынке остается нежелание заказчика тендера платить за креатив. Компаниям приходится тратить время и деньги (а это не менее 10 тыс. долларов для подготовки к каждому тендеру) помимо текущих контрактов на то, чтобы заполучить потенциального клиента через тендер.
Десятая часть от всех заказчиков, согласно исследованию АКОС, требовала от PR-компаний разработать креативные решения в рамках тендера.
Тем не менее, 45% участников бесплатных тендеров всегда предоставляют креативные разработки и 55% делают это периодически. Ольга Дашевская подчеркивает, что самое дорогое в PR-бизнесе – разработка коммуникационной стратегии, а заказчики хотят получить готовую стратегию бесплатно. Однако 35% респондентов сказали, что получали приглашения в платные тендеры, но экспертная оценка по этому вопросу – всего 10%.
Позитивном сдвигом на PR-рынке АКОС считает то, что участники опроса о тендерной политике стали охотнее называть компании, которые проводят тендеры с нарушениями. Ольга Дашевская подчеркивает, что раньше этого многие боялись, так как рынок не был консолидирован.
АКОС проводит исследование о тендерной политике в сфере PR в России уже второй год подряд. В этом году в опросе приняли участие все участники АКОС – 26 компаний, которые совокупно занимают более 60% российского рынка PR-услуг. АКОС - российское подразделение Международной ассоциации консультантов в области связей с общественностью (ICCO), объединяющее наиболее авторитетные независимые компании России.