Разные клиенты находятся на разных этапах отношений с компанией. Одни только присматриваются, другие уже совершали покупку, а третьим что-то не понравилось, и они ушли к конкурентам. Можно ли воспользоваться этой информацией, чтобы выстроить эффективную коммуникацию с клиентом? О принципах CRM-маркетинга рассказывает сооснователь i2crm Захар Бушуев.
Каковы возможности CRM-маркетинга
Дословно CRM (customer relationship management) переводится как менеджмент отношений с клиентами. Поэтому и главная черта CRM-маркетинга — это коммуникация на основе информации о клиентах. Ее удобно собирать в CRM-системах.
Для начала попробуем разобраться, для чего вообще собирать данные о клиентах. Работа с клиентами имеет три направления: привлечение, удержание и развитие. Эту работу можно выстраивать с помощью рекламы и проведения исследований клиентского поведения или использовать анализ клиентских действий, зафиксированных в CRM-системе. Второй подход позволяет сформировать наиболее подходящее предложение для клиента. Это, в свою очередь, снижает затраты на контакт с клиентом и сокращает издержки на коммуникацию.
Персонализация общения с клиентами — не единственная причина подключать к работе CRM-систему и маркетинг на ее основе. Существуют и другие преимущества:
CRM есть, а маркетинга нет
Впрочем, не все так просто. CRM-система сама по себе не сможет гарантировать развитие маркетинга на основе данных о покупателях. Есть несколько моментов, которые нужно предусмотреть изначально.
И в заключение последний пункт, но не менее важный. Для реализации CRM-маркетинга нужен маркетолог, который сможет вдумчиво распорядиться аналитикой, выстроить эффективные воронки продаж и сделать CRM-систему по-настоящему мощным инструментом в работе с клиентами.
Резюме
CRM-маркетинг позволяет компании стать более клиентоориентированной. Он привлекает новых клиентов, удерживает имеющихся и стимулирует повторные продажи. Однако до его использования надо дорасти. Спешное внедрение CRM-системы может привести к ненужным затратам, но не дать желаемого результата по оптимизации бизнес-процессов.