Фото из личного архива
В новом выпуске «5 секретов Яндекса» руководитель отдела поискового продвижения агентства i-Media Алексей Елфимов расскажет, как перенастроить сайт, чтобы сократить издержки на SEO, а также о секретном персонаже Платоне, от имени которого ведут переписку сотрудники технической службы «Яндекса» – Платон знает, почему ваш сайт был понижен при ранжировании в поиске.
1. Посадочные страницы (Landing Page) в SEO
В SEO необходимо тщательно подходить к выбору посадочной страницы. Ведь в случае ошибки быстро исправить ее не получится. Будут потеряны время и бюджет, затраченные на продвижение.
Посадочная страница должна в полной мере отвечать на запрос пользователя. Если такой страницы нет, но вам необходимо продвижение определенного запроса, то ее лучше создать сразу. Если landing page не будет отвечать полностью на запрос пользователя, - конверсия будет маленькой, показатель отказов большим, а поведенческий фактор будет работать не в вашу пользу.
Пример, ищу: отели Парижа.
Ниже две разных страницы по этому запросу.
Первый вариант страницы – карточка определенного отеля. Для того, чтобы увидеть все отели Парижа, нужно совершить еще несколько действий: указать даты заезда, выбрать количество человек и т.д.
Второй вариант страницы. Выдается список отелей Парижа.
Здесь можно почитать про отели, быстро пройти по рубрикам (отели по звездам, расстоянию от центра, цене).
Аналогичная ситуация наблюдалась у нас по сайту недвижимости, где по общему запросу выдавалась карточка объекта. Из 1000 посещений за месяц было 2 заявки. Когда посадочная страница была изменена, в поиске результаты улучшились: на 1000 посещений стало 12-14 заявок (сезонных всплесков или провалов при этом не было).
2. ЧПУ для роботов
Чаще всего ЧПУ (Человекопонятный УРЛ) рассматривают применимо к людям. Хотя все чаще SEO-специалисты делают ЧПУ не для обычных пользователей, а ориентируются, в основном, на поисковых роботов.
Ниже приведен пример для интернет-магазина электротехники:
Что было сделано по настройке ЧПУ:
1) убрали блок /catalog/, ссылка по которому редиректила на главную
2) стали отображать в URL вложенность страниц (ранее не было)
3) настроили ЧПУ на общие страницы с производителями
Что получилось:
1.Удалось избавиться от дублей страниц;
2.Увеличился трафик проекта (изменения сезоности с ноября по март не было).
3. Присвоение региона и работа с Яндекс.Справочником
Яндекс уделяет большое внимание учету региональности в результатах поиска; запросы делятся на геозависимые и геонезависимые. Для того чтобы Яндекс правильно определял регион сайта и корректно ранжировал в поиске, необходимо следовать рекомендациям, которые доступны в HELP.yandex.ru по запросу «Региональность».
А именно:
1. указывайте на сайте полный адрес вашей организации, включая индекс и телефонный код города;
2. если у вашей организации несколько региональных представительств, укажите адреса и телефоны каждого из них;
3. региональность определяется не только на основании присвоенного региона, но и по контактным адресам
Для того, чтобы поисковый робот корректно определял региональную принадлежность вашего сайта, воспользуйтесь сервисами Яндекс.Вебмастер и Яндекс.Справочник.
В Яндекс.Вебмастер это можно сделать в разделе «География Сайта» - «Регион сайта»:
После перехода по вкладке «Регион сайта» отобразится региональная принадлежность ресурса:
Регион может быть определен как автоматически, на основе контактных данных вашей организации, так и в «ручном» режиме.
Если веб-ресурс не отнесен к какому-либо региону автоматически, вы можете присвоить регион при помощи формы, которая расположена ниже:
Яндекс.Справочник – это база организаций, данные из которой показываются на поисковых сервисах Яндекса (учитывая географическое положение или географический район поиска), в ответ на запрос пользователя.
Добавляйте все адреса вашей организации в Яндекс.Справочник (sprav.yandex.ru). Это поможет роботу корректнее определять региональность компании. Помимо этого, вы будете получать дополнительный трафик на свой сайт из сервиса Яндекс.Карты.
Каждый день миллионы людей спрашивают на Яндекс.Картах различные запросы и видят сразу необходимую информацию: название организации и ее адрес, время работы и т.д.
Пример сайта банковской тематики:
В апреле 2013 г. мы добавили все адреса и подразделения по России в Яндекс.Справочник; присвоили 7 регионов через Яндекс.Каталог.
В итоге получили следующие данные:
На графике отображена сезонность и изменения по трафику. Значительно увеличился трафик с регионов (увеличение в 2,3 раза).
4. 301 редирект – переезжаем навсегда
301 редирект говорит о том, что запрошенный документ был окончательно перенесен на новый URL.
Обязательно настраивайте 301 редирект на главное зеркало сайта с www или без www (смотря, какое зеркало главное). Известно, что для поисковых систем сайт http://site.ru и http://www.site.ru – разные ресурсы. Настройка 301 редиректа поможет как минимум в двух случаях. Во-первых, поисковые системы будут более стабильно индексировать сайт. Во-вторых, произойдет склейка ссылочной массы, если одна часть сайтов будет ссылаться на http://site.ru, а другая на http://www.site.ru. В противном случае ссылочная «популярность» будет делиться между разными доменами, что само по себе нехорошо.
Бывают другие случаи - когда нам необходимо сменить доменное имя или CMS сайта (программа для организации совместного процесса создания, редактирования и управления контентом – прим. Sostav.ru).
При смене доменного имени со старого (example.ru), желательно настроить 301 редирект при помощи которого новому (site.ru) передастся трастовость старого домена.
Важно. Обязательно проверяйте за программистами: редирект должен быть 301 (перенаправлено навсегда), а не 302 (перенаправлено на время), если вы не преследовали иную цель.
При смене CMS сайта мы сталкиваемся с вопросом, как сохранить наработанные результаты (позиции/трафик). Ответ прост – для снижения риска «проседания» результата необходимо настраивать постраничные 301 редиректы (301 редирект со старой страницы - на новую).
Пример: клиент решил сменить CMS сайта. Перед нами была поставлена задача: сохранить достигнутые результаты продвижения. Что было сделано: настроили постраничные 301 редиректы со всех страниц сайта. Внутреннюю оптимизацию полностью сохранили.
В итоге, «проседания» по стратегически важным запросам не произошло, и трафик в целом остался на прежнем уровне.
5. Переписывайтесь с «Платонами»
Вымышленный, но важный персонаж в SEO мире - Платон Щукин - от имени, которого ведут переписку сотрудники технической поддержки Яндекса.
Практически каждый SEOшник писал письма «Платону» при возникновении разного рода проблем: «слетели» позиции, не индексируется сайт, вылетели страницы из индекса и так далее.
Зачастую SEO-специалисты получают стандартные, шаблонные «отписки», из которых сложно понять, что случилось на самом деле. Но, как говорится, какой вопрос, такой и ответ.
Если у вас возникли проблемы с сайтом в поисковой системе Яндекс, обязательно пишите «Платону» с более детальным описанием проблемы. Если вы получили шаблонный ответ, из которого причина проблемы не ясна, пишите ответные письма, говорите о том, что ответ не получен и попробуйте переформулировать вопрос.
Как часто бывает, проблему решат и отпишутся, что «все ОК». Или напишут, где нужно «копать» для решения задачи. Не ждите, когда все решится само собой, «Платоны» могут не знать о каких-либо загвоздках, сбоях алгоритма в отдельных тематиках и т.д.
Пример: к нам обратился сочинский портал недвижимости за аудитом. На сайте перестали индексироваться новые страницы и частично выпали продвигаемые, но, самое главное, просели позиции по стратегически важным ключевым словам. На сайте было множество причин, по которым это могло произойти.
Приступив к выполнению аудита, мы первым делом написали «Платону» о проблеме. Ответ «Платона»: «Проверив Ваш сайт www.site.ru, наши алгоритмы нашли страницы, содержание которых может негативно повлиять на ранжирование. На Вашем сайте были проиндексированы страницы, содержащие списки поисковых запросов, то есть фрагменты текста, предназначенные не для пользователей, а исключительно для продвижения сайта в поисковых системах. В связи с чем Ваш сайт www.site.ru и его поддомены были понижены в результатах поиска».
В ходе аудита, мы предоставили клиенту полный список проблем, над которыми нужно работать. Спустя несколько месяцев последовало повторное обращение, так как проблема не решалась. Выяснилось, что были выполнены не все наши рекомендации. Во-первых, не все SEO-тексты были исключены, многие из них отредактированы и сильно сокращены. Во-вторых, осталась не проработана таблица вывода объектов недвижимости на странице категорий.
Мы написали еще одно письмо «Платону», где рассказали, какие меры по сайту были предприняты в последнее время, и что это не привело к улучшению. Ответ «Платона»: «Я бы рекомендовал начать именно с текстов, а не с таблицы. Проверьте тексты на предмет переоптимизации. Нет ли в них часто повторяющихся ключевых слов, типа «кленовые листья оптом и в розницу, лучшие кленовые листья недорого, кленовые листья лучший подарок, элитные кленовые листья на заказ, лист кленовый купить» и вся эта красота в одном маленьком тексте».