Когда вы последний раз были в библиотеке? Вероятно, ответ на этот вопрос заставит вас вспомнить детство или студенческие годы. И вы будете в этом не одиноки.
Ещё в 2015 году ВЦИОМ провёл исследование и выяснил: на тот момент 9 из 10 россиян (89%) хотя бы раз бывали в библиотеке. Но уже тогда две трети участников опроса (63%) отметили, что посещали «храмы чтения» в среднем более двух лет назад. А 30% опрошенных предположили, что через 10−15 лет библиотеки вообще исчезнут.
При этом Россия долгие годы остаётся читающей страной. По данным независимой исследовательской компании GFK, в 2017 году 59% россиян обращались к чтению ежедневно или хотя бы раз в неделю, что позволило России войти в топ-3 самых читающих стран мира в рейтинге GFK, уступив позиции лишь Испании и Китаю. Но это ещё не всё. Та же GFK проводит подобные исследования ежегодно, и они показывают, что доля людей, которые читают практически каждый день, неуклонно растёт с каждым годом: в 2010 году их было около 20%, а к 2016 году — уже около 30%.
Как же получается, что в стране, по-настоящему увлечённой чтением, библиотеки год за годом продолжают терять аудиторию?
Найти ответы на этот вопрос можно в том же опросе ВЦИОМ четырёхлетней давности: уже тогда каждый четвёртый респондент отмечал, что все необходимые книги он скачивает в интернете или читает онлайн. А ещё 20% участников исследования рассказали, что предпочитают покупать книги вместо того, чтобы брать их в библиотеке.
В мире, где практически любая информация доступна владельцу самого простого смартфона, для сохранения библиотечной культуры необходимо полностью пересмотреть концепцию библиотеки как таковой, понять, какую роль библиотеки могут играть в жизни современного горожанина. И, прежде всего, найти способ гармоничного сосуществования цифровой и материальной составляющих деятельности библиотек.
Курс на спасение библиотек
Сегодня бумажная книга перестала быть главным объектом притяжения для посетителей библиотек. Современная библиотека больше не может просто предлагать читателям объёмный фонд литературы, ведь ни одному библиотечному фонду не угнаться за всемирной паутиной.
Кроме того, библиотека больше не может быть «храмом чтения», с его четкими правилами поведения, тишиной и торжественностью, ведь такая атмосфера вынуждает людей выбирать более комфортные места для работы и чтения.
Перед библиотеками стоит задача не организации взаимодействия читателей и книги, а создания условий, в которых получать новую информацию, обучаться будет максимально удобно и интересно. Получение новых знаний должно трансформироваться и приносить не только пользу, но и эмоции.
Многие зарубежные библиотеки уже давно существуют в подобном формате. В британских библиотеках царит домашняя атмосфера, сотрудники дружелюбны, открыты всему новому и практически незаметны во время работы в залах. При библиотеках чаще всего есть кафе, а некоторые книги доступны даже гостям без читательского билета. В США библиотеки часто работают круглосуточно, в читальных залах можно пить кофе, а доступ к редким изданиям легко получить даже новому пользователю.
В России многие библиотеки также меняют подход к взаимодействию с читателем. Для гостей создаётся комфортная и интересная среда, где хочется работать, учиться и общаться. Так, в этом году Министерством культуры инициирован национальный проект модернизации библиотек. До 2024 года 660 библиотек страны станут современными центрами интеллекта и досуга, точками притяжения местных сообществ.
Что позволяет библиотекам быть ближе к аудитории?
Во-первых — комфортная и эстетичная среда. В мире победившего инстаграма люди возвращаются туда, где можно делать яркие фотографии и просто получать эстетическое удовольствие. Современная библиотека должна быть красивой, со вдумчиво организованными зонами для разных видов деятельности.
Во-вторых — расширение числа функций, которые библиотека выполняет в жизни аудитории. Сегодня библиотека должна превратиться в лекторий, коворкинг и выставочное пространство, сохраняя при этом свою главную роль.
В-третьих — переход в цифровое пространство. Возможность свободно читать электронные книги, в том числе — со своего собственного устройства, без сложных схем регистрации — очень важна. В США, Великобритании, Франции очень востребованы электронные библиотеки. Главные национальные библиотеки страны предоставляют пользователям доступ к проверенной, систематизированной информации для работы, обучения и саморазвития. Национальная электронная библиотека есть и в России, на данный момент пользователям доступны 4,5 млн документов и книг, в том числе 450 тысяч диссертаций и ценных произведений искусства — таких как Библия Гутенберга. Первая печатная книга, датированная серединой 15 века, доступна в высоком разрешении для всех желающих по всему миру в российской национальной электронной библиотеке.
В скором времени, по информации от Российской государственной библиотеки, куратора проекта — на базе электронной библиотеки до конца 2019 будет запущено сразу несколько цифровых продуктов для школьников, студентов и широкой аудитории.
Сегодня библиотекам жизненно важно не только выходить в digital-пространство, но и создавать заметные медиапроекты, чтобы привлечь молодую аудиторию как к digital-продуктам, так и своим мероприятиям и услугам непосредственно в помещении библиотеки.
Успешным примером такого проекта можно считать акцию Библионочь-2019 и флешмоб #читайзамной, запущенный в социальных сетях в её поддержку.
Библионочь и флешмоб #ЧИТАЙЗАМНОЙ
Библионочь — ежегодная акция, которая помогает библиотекам вернуть интерес читателей. В рамках Ночи множество библиотек по всей стране организуют разнообразные образовательные и культурные мероприятия: лекции, конкурсы и игры; открывают для посетителей интересные помещения, закрытые в обычные дни.
Так, например, ежегодно поступают в Российской государственной библиотеке, позволяя гостям заглянуть в «святая святых» — библиотечное книгохранилище.
В этом году РГБ по поручению министерства культуры была куратором и соорганизатором акции. Основная задача подобных «ночных» акций — привлечь внимание к учреждениям культуры, в частности — к библиотекам по всей России, а не только в столице. Для популяризации акции в поддержку чтения и библиотек организаторы решили сделать упор на digital-инструментах.
Совместно со специалистами компании Socialist Media была разработана концепция продвижения мероприятия в digital-среде в виде массового флешмоба #ЧИТАЙЗАМНОЙ.
Темой Библионочи этого года стал театр, поэтому было решено использовать творческий подход и привлечь к участию знаменитых артистов театра и кино, чтобы они «заразили» своей любовью к чтению, поэзии своих поклонников, и тем самым привлекли внимание к акции, чтению, библиотекам в целом.
Артисты читали отрывки из любимых произведений на камеру и выкладывали видеоролик на своих страницах в социальных сетях с хэштегом #читайзамной, одновременно передавая эстафету дальше — своим друзьям, подписчикам, блогерам.
Флешмоб начался за 8 дней до Библионочи — 12 апреля. Его запустили Андрей Мерзликин, Мария Шукшина, Игорь Петренко, Николай Чиндяйкин, эстафету приняли более 100 блогеров и тематических литературных сообществ в социальных сетях. Вслед за ними каждый желающий мог поучаствовать и «ответить» на творческий призыв в своем неподражаемом стиле и обязательно передать эстафету друзьями и подписчикам.
Всего было выложено около трех тысяч видео с хэштегом #читайзамной, а охват акции составил около миллиона пользователей.
Флешмоб объединил всех, кто любит чтение: так, в нем поучаствовали люди не только из отдаленных уголков страны, но и из других стран (Финляндия, Франция).
Что в итоге?
20 апреля Министр культуры Российской Федерации Владимир Мединский и генеральный директор Российской государственной библиотеки Вадим Дуда дали старт Библионочи-2019.
За один вечер Ленинку посетили шесть тысяч человек. Сотрудники РГБ провели более 100 экскурсий, в которых приняли участие около 800 человек.
Библионочь в других городах и библиотеках также привлекала огромное количество участников.
Эти цифры — живое доказательство того, что библиотеки по-прежнему нужны, востребованы, интересны людям — нужно лишь правильно подобрать формат взаимодействия с аудиторией и организовать информационную поддержку.