В 2015 году россияне гораздо реже жаловались на рекламу. Федеральная антимонопольная служба рассмотрела 14664 заявления вместо 22603 в 2014 году. Регулятор возбудил производство 6598 дел по фактам нарушений закона «О рекламе» и пресек 7870 нарушений. В 2014 году ФАС завела 7245 дел и пресекла 8062 нарушения. Всего антимонопольные органы рассмотрели около 21 тысячи фактов, указывающих на нарушения рекламного законодательства. Годом ранее число таких фактов превышало 28 тысяч.
Нисходящая тенденция наблюдалась и по административным делам — 5066 вместо 5796. Зато ФАС стала чаще выписывать штрафы (3984 постановления по сравнению с 3562), а их общая сумма увеличилась со 152 до почти 200 млн рублей. Число предписаний о прекращении нарушений сократилось незначительно, с 4831 до 4726.
Однако, ведомство чаще наказывало нарушителей, которые не исполняли его решений. Если в 2014 году было издано 20 постановлений на сумму 4,4 млн рублей, то в 2015-м количество постановлений выросло в 11 раз и достигло 231. Сумма штрафов увеличилась пропорционально и составила 29,7 млн рублей.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ Почему бренды не боятся нарушать закон о рекламе
Наибольшее число нарушений (31,4%) связано с распространением рекламы без согласия абонента, хотя их и стало меньше по сравнению с 2014-м. Тогда доля подобных нарушений, прежде всего незаконной SMS-рассылки, составляла 47,2%.
По-прежнему большое количество нарушений связано с рекламой финансовых услуг (12,2% против 11,2%). Число нарушений в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг и БАД остается практически на одном уровне (7,6% против 6,8%). На вводящую в заблуждение рекламу пришлось 7,5% всех нарушений, а доля недостоверной рекламы выросла с 6,3% до 9,8%.
Наименьшее количество нарушений связано с рекламой алкогольной продукции и пива (4,87%), с недобросовестной рекламой (1,98%) и с неэтичной рекламой (1,65%).