Сеть городских порталов Hearst Shkulev Digital и рекламная группа Deltaplan провели опрос жителей 11 крупных городов России (за исключением двух столиц, по которым на рынке больше данных) и проанализировали потребительские настроения в регионах.
В целом прослеживается закономерность: чем дальше от центральной части России живет потребитель, тем, как правило, оптимистичнее он настроен. Самым позитивно настроенным городом стал Челябинск, самыми пессимистичными — Волгоград и Самара. На основании данных опроса был рассчитан индекс потребительских настроений, который лег в основу рейтинга.
Рейтинг потребительских настроений
Людмила Черных, директор по продукту рекламной группы Deltaplan:
Мы заметили определенную закономерность между строгостью карантинных мер в городе и степенью их соблюдения и уровнем пессимизации потребительских настроений. Где-то это четко прослеживается через уровень самоизоляции, где-то мы это видим, когда сопоставляем количество закрытых заведений, офисов компаний и закрытых производств.
Исследование проходило в 11 городах: Екатеринбурге, Челябинске, Перми, Тюмени, Новосибирске, Омске, Красноярске, Самаре, Волгограде, Ростове-на-Дону и Ярославле. В ходе опроса было получено и обработано 16 278 анкет. Данные репрезентативны для оценки потребительских настроений аудитории 18−55 лет. Минимальная достоверность исследования составляет 95% при доверительном интервале 5%.
Значение индекса было рассчитано исходя их двух групп факторов. Первая группа — оценка горожанами своего текущего и будущего благосостояния. На конец апреля в среднем 69% опрошенных горожан заявили, что их материальное положение уже ухудшилось. Самыми пострадавшими чувствуют себя жители Ростова-на-Дону (77%) и Самары (74%). Меньше всего ощутили последствия пандемии на текущий момент жители Новосибирска (63%), Омска и Ярославля (по 64% соответственно). При этом 4% горожан сообщили, что их благосостояние улучшилось за последний месяц. 27% ответили, что их материальное положение никак не изменилось.
Что касается будущего благосостояния, то на вопрос «Ожидаете ли вы ухудшения своего благосостояния в ближайшие полгода?» уже 72% горожан ответили положительно (против 69% пострадавших уже в настоящем моменте). Только в Челябинске, Красноярске и Ростове-на-Дону доля тех, кто уже пострадал, равняется доле тех, кто ожидает этого и в будущем. В остальных городах есть часть жителей, которые еще не пострадали, но считают, что это произойдет в ближайшие полгода.
При этом абсолютно во всех городах наблюдается тенденция более оптимистичной оценки будущего благосостояния по сравнению с текущим частью горожан. Если на данный момент только 4% горожан могли заявить, что их доход увеличился, то в будущем на это надеются почти в три раза больше людей — 11%.
Вторая группа факторов, которая определила значение индекса потребительских настроений — это намерения горожан относительно крупных покупок и распоряжения финансами. Например, в среднем 5% населения миллионников собираются сделать вклады в ближайшие два месяца. Однако ситуация сильно отличается в зависимости от города. В Омске об этом заявили 7%, а в Самаре — только 2%. При этом часть вкладчиков Екатеринбурга, Перми, Тюмени и Красноярска сообщили, что их размер вклада будет превышать 1 млн руб. Таких набралось по 1% в каждом из обозначенных городов. Также интересна цифра отложенного спроса. В среднем 5% жителей городов заявили, что они примут решение о том, как распорядиться финансами и стоит ли делать вклад только после того, как будет снят карантин. При этом показатели колеблются от 4% до 8%.
Интересно кредитное поведение горожан. 5% (от 3% до 6%) собираются взять кредиты прямо сейчас, несмотря на обстоятельства. 10% опрошенных заняли более осторожную финансовую позицию и отложили решение по кредиту на посткаратинный период. 3% респондентов сообщили, что уже сейчас оформляют ипотеку; по всей видимости, это те, кто уже вошел в сделку и просто завершает ее. Тем более что в марте наблюдался резкий рост спроса на ипотечные кредиты (+25%, по данным НБКИ).
О намерении в ближайшие два месяца купить квартиру также заявили 3% горожан, что в целом коррелирует с цифрами об ипотеке. Однако от города к городу цифры отличаются. Во всех городах, кроме Омска и Ростова-на-Дону, доля тех, кто собирается приобретать недвижимость, выше собирающихся оформлять ипотеку. То есть часть жителей этих городов будет покупать жилье, не прибегая к заемным средствам. Еще 13% отложили квартирный вопрос до окончания локдауна.
В исследовании также приведены цифры по намерению приобрести автомобиль и сделать ремонт.
Людмила Черных, директор по продукту рекламной группы Deltaplan:
Если сравнивать цифры по текущему спросу с аналогичными показателями прошлых лет, то мы видим безусловное снижение потребительской активности. Однако так же четко мы видим тенденцию к формированию отложенного спроса. Значительная часть опрошенных говорила о планах на «после карантина». Например, 29% собираются сразу после снятия ограничений заняться ремонтом. Это серьезная цифра для категории.
Долгое пребывание в квартире обострило проблемы или, что еще вероятнее, выявило новые потребности аудитории: в зонировании, организации рабочего пространства, переоборудовании тех же балконов, детских помещений. Конечно, не факт, что все заявившие реализуют свои планы, но в целом потребительские настроения в крупных городах не настолько упаднические, как нам казалось до начала исследования.