Иллюстрация РИА Новости
Противостояние на киевском Майдане между сторонниками евроинтеграции Украины и полицией длится уже почти месяц. Сегодня стало известно, что власти решили пойти на уступки протестующим - вернуться к переговорам с ЕС и не вступать в Таможенный Союз. Сложная политическая ситуация повлияла на все отрасли украинской экономики, в том числе и на рекламную. А сам Евромайдан уже прочно вошел в сознание обывателей, найдя отражение и в рекламе.
Евромайдан не повлияет на рекламный рынок Украины в 2013 году, однако в 2014 году, если политическая обстановка не урегулируется, стоит ожидать сокращения рынка. Рекламодатели с опаской будут формировать рекламные бюджеты, считают опрошенные Sostav.ru игроки украинского рекламного рынка.
«Если говорить об объемах рекламно-коммуникационного рынка Украины, то на 2013 год революция не повлияет, а в 2014 году может отразиться на бюджетах. Все зависит от дальнейшего развития событий. Чем дольше будет сохраняться нестабильная ситуация в стране, тем сильнее она может повлиять на падение рекламного рынка. Ведь не понимая, какая власть будет в стране, многие компании с осторожностью отнесутся к формированию маркетинговых бюджетов на следующий год», – отмечает генеральный директор TWIGA CG Ukraine Светлана Степаненко.
Украина погружена в политику с 21 ноября и пока не обращается к оценке ущерба от массовых акций протеста и их влияния на конкретные рынки. Лишь 12 декабря премьер-министр Украины Николай Азаров обмолвился: события на Евромайдане негативно сказываются на экономике страны.
«В случае, если политическое решение кризиса окажет существенное влияние на экономику Украины, это отразится на рекламной активности. Эффект можно будет увидеть только на протяжении 2014 – в данный момент причин говорить о влиянии Евромайдана на экономику нет», – комментирует генеральный директор GroupM Украина Антон Копытов.
Объем рекламно-коммуникационного рынка Украины в 2013 году (предварительные данные) и прогноз на 2014 год
Итоги 2012 года, млн. грн. | Итоги 2013 год, млн.грн. | Процент изменений? | Прогноз на 2014 год, млн.грн. | Процент изменения 2014 года к 2013 году | |
Медиа реклама | 9 478 | 10 553 | 11% | 11 643 | 10% |
Немедийные рекламные коммуникации | 4 100 | 4 239 | 3.4% | 4 522 | 6.7% |
Агентские комиссии и гонорары | 642 | 674 | 5% | 710 | 5% |
Всего Рекламно-коммуникационный рынок Украины | 14 220 | 15 466 | 8.8% | 16 875 | 9% |
Источник: Всеукраинская рекламная коалиция (ВРК)
Коммуникационные «манипуляции Евромайданом» уже начались. По сообщению «Известий», председатель украинской националистической партии «Свобода» Олег Тягнибок подал заявку на регистрацию «Евромайдана» в качестве товарного знака в Роспатент. В истории с Евромайданом также оказались замешаны и российские журналисты, и даже голливудские звезды.
Джордж Клуни поддержал Евромайдан
Российским журналистам вручили «Оскар» на Майдане
Призывы против Евромайдана проявились как в рекламе, так и в народном творчестве. На украинском телеканале «Интер» вышел ролик с поп-звездами, призывающий прекратить строительство баррикад. На просторах украинского интернета появились провокационные рекламные баннеры, ведущие на статьи, дискредитирующие Евромайдан
Реклама на телеканале «Интер»
Опрошенные Sostav.ru эксперты уверены, что бренды, скорее всего, будут использовать посылы евроинтеграции и Майдана в своих ближайших рекламных кампаниях. Пока полноценных таких кампаний нет, и приходится довольствоваться календарями (одесситки выпустили эротический календарь «Евромайдан: ну и что, что не вместе», о котором писал Sostav.ru) и фотосессиями.
Серия снимков французского фотографа Алисы Берг с призывом остановить насилие на Евромайдане