В российских аптеках могут запретить приоритетную рекомендацию конкретного препарата покупателям в рамках маркетинговых договоров между аптечными сетями и производителями. С соответствующим предложением «Национальная фармацевтическая палата» (НФП) обратилась в Минпромторг, сообщает «Коммерсант».
НФП считает необходимым ввести такое регулирование, так как пациент чаще приобретает навязанный ему препарат, а не рекомендованный врачом. При нарушении правил предполагается приостанавливать действие сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации фармработника на срок до шести месяцев.
НФП ссылается на данные исследования Ipsos Healthcare, согласно которому, в 43% случаев покупатель, описав симптомы, просит фармацевта порекомендовать препарат. Чаще всего специалист советует то лекарство, на которое сеть имеет договор, и в 65% случаев пациент следует рекомендациям. А при запросе конкретного препарата в 60% случаев внимание покупателя переключают на приоритетный. Бонус сети за это может достигать 6 млн руб., уточняют авторы письма.
По их мнению, нужно внести обязательные проверки аптек в регламент проведения контрольной закупки Росздравнадзора. Письма о регулировании маркетинговых договоров направлялись также в Минздрав и Госдуму, где сейчас уже обсуждается вопрос ограничения маркетинговых бонусов аптечным сетям от фармпроизводителей по аналогии с продовольственной розницей.
Управляющий партнер «Проектирования систем управления» Павел Лисовский утверждает, что маркетинговые договоры не предусматривают предложения пациентам конкретных лекарств, так как это запрещено законодательством. По его словам, большинство сетей работают с низкой рентабельностью и бонусы идут на выплату налогов и зарплаты сотрудникам. Если их размер ограничить, то в перспективе ближайших трех лет цены на лекарства в среднем по рынку вырастут на 5 — 10%.