Федеральная антимонопольная служба прокомментировала жалобы на недобросовестную рекламу в OTT-сервисах. Спам в мобильных мессенджерах, если он рассылается без согласия получателей, нарушает часть 1 статьи 18 закона «О рекламе». Данный пункт разрешает распространять рекламу по любым сетям электросвязи только с согласия абонента. Под эту норму подпадают, например, SMS и электронная почта.
Замначальника управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС Татьяна Никитина сообщила порталу Hi-Tech.Mail.Ru, что недовольные пользователи могут обращаться в ФАС с письменным заявлением.
Спам получают владельцы учетных записей с привязкой к номеру телефона. Рекламу в Viber, WhatsApp, Telegram рассылают многие известные бренды: сети ювелирных магазинов «Адамас» и Sunlight, туроператор Coral Travel, банк «Хоум Кредит», а также микрофинансовые организации и финансовые пирамиды.
Опрошенные пользователи отмечают, что получают сообщения вне зависимости от пола, возраста и прочих атрибутов таргетинга. При этом агентства обещают рекламодателям чистоту перед законом. Тарифы у компаний составляют от 44 до 74 копеек за сообщение. Услуги сервисов отличаются незначительно: одни предлагают рассылки по базе заказчика, другие — оплату только прочитанных сообщений. Каждая компания имеет определенный набор каналов распространения.
Технологии опережают законодательство, из-за чего и образовалась «серая» зона заработка. Разработчики мессенджеров оказались не готовы к новой угрозе, с которой только научились бороться почтовые сервисы и сотовые операторы.
Эксперты рекомендуют пользователям внимательно читать соглашения мессенджеров и обращаться в ФАС, Роспотребнадзор и Роскомнадзор. В составлении жалоб могут помочь специалисты Общества защиты прав потребителей. Пока же прецедентов с привлечением мессенджер-спамеров к ответственности не зафиксировано.