Иллюстрация Depositphotos
Экономический кризис привел к сокращению бюджетов не только частных производителей, но и госкомпаний и структур. Как отмечается в новом исследовании агентства iMars и Sostav.ru, гостраты на рекламу и PR в IV квартале 2015 года снизились на 50 % по сравнению с III кварталом того же года.
Агентство iMARS Communications специально для портала Sostav.ru провело очередное ежеквартальное исследование рынка объявленных тендеров на коммуникационные услуги за 4-й квартал 2015 г. Командой экспертов были проанализированы закупки компаний, которые работают строго по ФЗ-44 и ФЗ-223, т.е. обязаны публиковать все проводимые тендерные процедуры на портале Госзакупки.
Суммарный объем российского рынка коммуникационных услуг в госсекторе за период 01 октября 2015 по 31 декабря 2015 составил 3,32 млрд. рублей. Данный показатель включает в себя работы по комплексному PR-сопровождению деятельности компаний, организацию и проведение event-мероприятий, изготовление сувенирной продукции, маркетинговые исследования, рекламные активности, разработку и продвижение интернет-сайтов, работу по продвижению компаний в соцмедиа и др.
Сравнительный анализ 4-го квартала 2015 г. и 3-го квартала 2015 г. показывает, что общая сумма объявленных тендеров за прошедшие 3 месяца заметно снизилась – почти в 2 раза: 6,59 млрд. в 3-м квартале 2015 г. и 3,32 млрд. руб. в 4-м квартале 2015 г. Связано это с тем, что в 4-м квартале многие компании неактивно объявляли тендеры, даже, несмотря на скорое окончание года. На этом фоне часть закупок была перенесена на 1-й квартал 2016 года.
Усугубило ситуацию и падение российской валюты по отношению к евро и доллару. Как следствие, заказчики с настороженностью стали относиться к вкладыванию средств в рекламу и PR, а также дальнейшее продвижение услуг, рассчитывая на возможное укрепление национальной валюты в 2016 г.
Суммарный объем рынка коммуникационных услуг в 4-м квартале 2015 г. составил 3,32 млрд. рублей, в частности:
- Рекламные и информационные/PR кампании (ключевые поисковые запросы: PR, рекламная кампания, информационная кампания, размещение в СМИ, пресс-тур и т.д.) – 1,03 млрд. руб.
- Интернет коммуникации (ключевые запросы: создание и разработка сайта, продвижение сайта, продвижение в соцсетях и т.д.) – 0,33 млрд. руб.
- Организация мероприятий (ключевые запросы: организация деловых и протокольных мероприятий, выставки, конференции и спартакиады, а также торжественные мероприятия т.д.) – 1,10 млрд. руб.
- Рекламно-сувенирная продукция (ключевые запросы: дизайн, сувениры, полиграфия, брендинг и т.д.) – 0,84 млрд. руб.
Если сравнить показатели 3-го и 4-го кварталов 2015 г., то можно констатировать, что снижение затрат произошло по всем категориям.
Наибольшее падение отмечается в рекламно-сувенирной сфере – почти в 3 раза. И это несмотря на то, что как правило в 4-м квартале Заказчики стараются приготовить подарки и сувениры в рамках празднования Нового года. Не исключено, что часть бюджетов будет перенесена на 1-й квартал 2016 г., однако, это будут уже не новогодние подарки, а полиграфия и сувенирная продукция на 2016 г. Также заметно падение в области организации и проведения PR-кампаний. Падение в 4-м квартале по сравнению с 3-м кварталом – почти в 2 раза.
Владимир Ступников. президент iMARS Communications
Итоги 4-го квартала 2015 г. вполне прогнозируемы. В условиях нестабильности на мировых рынках, падения курса рубля, снижения мировых цен на нефть коммуникационная отрасль испытывает проверку на прочность. Сокращаются расходы на все виды обслуживающие сферы деятельности (консалтинг, коммуникации, инновации и т.д.).
Кроме того государство, СМИ и общественные институты в последнее время стремятся сделать расходы на коммуникации максимально прозрачными и обоснованными, неоднократно поднимая вопросы затрат на коммуникации на профильных заседаниях и в информационных материалах. В том числе, поэтому большая часть заказчиков не рискует продолжать активную политику по объявлению конкурсов, а заняла выжидательную позицию.
.
В целом за период с октября по декабрь 2015 года выделить какой-то один месяц, в который отмечалась наибольшая закупочная активность, нельзя. Все месяцы были более-менее равными. Однако необходимо учитывать: в связи с тем, что ряд компаний в 4-м квартале значительно снизили траты, вопрос переноса данных средств на 2016 г. остается открытым.