Иллюстрация Depositphotos
С начала этого года вступил в полную силу закон, оказывавший беспрецедентное влияние на функционирование российского медиарынка весь последний год. Речь идет о законе, ограничивающим долю владения иностранными акционерами российских СМИ. На волне информационной войны с Западом отечественные частные медиаплощадки лишились главных инвесторов, развивавших медиабизнес в России многие годы.
Соответствующие поправки в федеральный закон «О средствах массовой информации» были приняты Госдумой 26 сентября 2014 года на волне обострения отношений России с западными странами после присоединения Крыма и вооруженного конфликта на востоке Украины. Если раньше ограничения для иностранцев составляли 50% для ТВ и радио, то новым законом долю сократили до 20% и распространили на все виды СМИ.
Согласно закону, с 1 января 2016 года иностранное государство, международная организация и подконтрольные ей структуры, иностранное юридическое лицо, российское юрлицо с иностранным участием, иностранный гражданин, лицо без гражданства либо с двойным гражданством не смогут выступать в качестве учредителей, редакции или вещателя.
Указанным лицам запрещается осуществлять владение, управление, прямо или косвенно контролировать более 20% акций в уставном капитале компании, являющейся акционером учредителя, редакции или вещателя. Не допускается установление иных форм корпоративного контроля. Цель принятия нового закона не скрывалась - это последствие информационной войны Кремля с Западом.
Один из авторов закона - депутат от ЛДПР Вадим Деньгин - заявлял, что с помощью медиа иностранцы получают доступ к формированию общественного мнения. По его мнению, иностранные владельцы начинают с гламура, а потом «аккуратно пропихивают» политические публикации, направленные против России. Такие издания работают на Запад и пятую колонну, говорил парламентарий. Соавтор законопроекта Владимир Парахин отмечал, что наша пресса не совсем достоверно освещает события в Украине.
«Китайский» сценарий (в Китае также действуют ограничения на владение СМИ иностранцами) поддержали практически единогласно. За принятие высказались профильный комитет по информполитике, а также глава Роскомнадзора Александр Жаров. По его словам, идея является абсолютно нормальной в условиях жесткой информационной ситуации.
Весь 2015 год десятки российских медиакомпаний приводили состав собственных акционеров в соответствие с новым законом. Некоторые инвесторы полностью ушли с российского рынка (например, Sanoma или Edipresse), другие продали долю текущему менеджменту, но продолжили сотрудничество с ними (Hearst, Burda).
Далекие от общественно-политических тем площадки предпочли сотрудничать с близкими Кремлю олигархами (Disney, Discovery). Менять структуру владения пришлось и российским компаниям, принадлежащим отечественным бизнесменам, но зарегистрированным в офшорах (например, ИД "Коммерсант"). В случае нарушения правил деятельность СМИ может быть приостановлена по решению суда. Лица, которые не соответствуют данным ограничениям, не вправе осуществлять права, связанные с управлением, а их голоса не будут учитываться при определении кворума общего собрания и при подсчете голосов.
Есть ли нарушители нового закона среди отечественных медиакомпаний, будет изучать государственный регулятор. Неоспоримым фактом является лишь то, что российский медиарынок лишился в разгар кризиса главного негосударственного ресурса инвестиций для развития - о негативных последствиях данного решения предупреждали эксперты.