Ситуации с кражами и публикациями персональных данных пользователей банков, агрегаторов такси, почтовых сервисов и социальных сетей заставляют россиян совершенствовать свою цифровую грамотность, соблюдая правила личной «информационной гигиены». Во многом это приводит к тому, что уже больше половины россиян готовы отказаться от иностранных интернет-сервисов в пользу отечественных, следует из опроса Института развития интернета (ИРИ).
Более трети респондентов испытывают чувство гордости за возможность выбора между отечественными и иностранными сервисами. Больше всего российскими IT-компаниями гордятся мужчины и женщины старше 65 лет. 77% респондентов считают, что у властей должна быть возможность устанавливать правила для отечественных интернет-компаний для защиты персональных данных.
Отвечая на вопрос «Что, по вашему мнению, является более приоритетным: помогать компаниям зарабатывать больше на данных россиян в интересах зарубежных инвесторов или обеспечить безопасность данных россиян при возможном уменьшении прибыли зарубежных инвесторов?», респонденты были почти единодушны. За обеспечение безопасности высказались 74% опрошенных. И 73% подтвердили свою позицию согласием с «локализацией» отечественных интернет-компаний, работающих в России и зарабатывающих на использовании данных россиян.
Сергей Петров, генеральный директор ИРИ:
В вопросах развития интернет-индустрии и безопасности сервисов и услуг ИТ-компаний, мы считаем необходимым учитывать мнение самих пользователей и экспертного-сообщества. Для сбора обратной связи ИРИ провёл открытый интернет-опрос. Согласно его результатам, 77% респондентов посчитали важным установление правил для компаний, работающих с данными российских пользователей, 73% хотят видеть под управлением граждан России интернет-компании, зарабатывающие на использовании данных россиян, а 34% гордятся отечественными разработками.
Ранее депутат Госдумы Антон Горелкин предложил ограничить 20% число голосующих акций в значимых интернет-ресурсах. Правительство предлагает увеличить цифру до 50% за вычетом одной акции. К варианту о господдержке отечественных интернет-компаний, созданию для них рыночных преференций склонились 66% участников опроса ИРИ.
Опрос проводился с 23 по 27 октября, в нем приняла участие 1 тыс. респондентов.