Исаак Шепс, фото пресс-службы "Балтики"
В России сложились крайне неблагоприятные условия для пивоваров, однако «Балтика» в ближайшие годы намерена увеличить свою долю на российском рынке. Об этом на сегодняшней пресс-конференции сообщил президент компании «Балтика» и старший вице-президент Carlsberg Group по Восточной Европе Исаак Шепс. Кроме того, он сообщил, что в прошлом году Garlsberg Group инвестировала в Россию 12 млрд долларов.
Как отметил г-н Шепс, в 2012 году компании удалось сдержать падение доли на рынке, наблюдавшееся в последние несколько лет. Сейчас ее доля составляет 38,2%, и одной из задач пивовара на ближайшую перспективу будет ее увеличение.
Лидирующие позиции в своих сегментах занимают и ряд брендов компании. Так, по данным Nielsen, в 2012 году доля Tuborg составила 35,2%, в супер-премиальном сегменте, «Балтика 7» занимает 36,9% в «премиуме», в среднеценовом сегменте лидирует «Балтика 3» с 51,2%, «Арсенальное» является лидером в «экономе» (28,4%), а «Большая Кружка» в «дисконте» (37%).
В качестве другого стратегического приоритета президент компании отметил пропаганду ответственного употребления алкоголя.
«Во многих странах мы продвигаем следующую идею: нужно насладиться вечером, употребляя алкогольные напитки, но ни в коем случае не испортить вечер, - заметил г-н Шепс. - Поэтому совместно с другими производителями алкогольных напитков, мы подписали глобальные обязательства, направленные на сокращение злоупотребления алкоголем».
Говоря о ситуации на рынке алкогольной продукции в России и тех законодательных изменениях, которые вступили в силу за последний год, г-н Шепс отметил, что многие из них являются нелогичными. В их числе как тотальный запрет на рекламу алкоголя, так и акцизная политика вкупе с ограничениями по продаже алкогольной продукции. Как известно, с января 2013 года акциз на пиво увеличился с 12 до 15 рублей за литр. Исходя из этого, ожидается, что рост цены на пиво в среднем составит 8%. С учетов расходов и роста инфляции в среднем цена пива может вырасти до 10%.
«Эта ситуация уже наблюдалась в других странах, поэтому мы понимаем, что это значит и кому это выгодно, - подчеркнул президент российского пивоваренного гиганта. - И проблема в том, что Россия - это все еще единственная страна в мире, где дешевле пить водку. Я готов подтвердить это небольшим математическим примером. Сейчас минимальная цена пол-литровой бутылки водки в России составляет 170 рублей. Обычно крепость ее - 40 градусов, и в ней содержится 200 мг чистого спирта. Для того чтобы получить то же количество чистого спирта, нужно выпить четыре литра пива крепостью пять градусов».
«Как вы думаете, можно на рынке купить четыре литра пива дешевле, чем за 170 рублей? Ответ - нет. И сейчас, когда закрылись киоски рядом с домом, как вы думаете, удобнее принести издалека две бутылки водки или 20 бутылок пива? И что же делают люди? Покупают больше водки», констатировал г-н Шепс.
Как отметил Максим Степанов, вице-президент по стратегии и управлению коммерческой эффективностью компании «Балтика», рынок пива за последние четыре года потерял 18%. Несмотря на это доля его в структуре продаж напитков по итогам 2012 года составляет 34%, а потребление на душу населения остается стабильным – 64 литра.
Кроме того, по оценкам компании, структура потребления алкогольных напитков в России далека от идеала. По словам Екатерины Азиминой, старшего вице-президента по финансам и экономике компании «Балтика», данная структура в пересчете на чистый алкоголь выглядит следующим образом: 57% приходится на крепкий алкоголь, 34% на пиво и 10% на вино. При этом, по «идеальной структуре потребления», оказывающей наименьшее негативное влияние на здоровье нации, 50% должно приходиться на пиво, 35% на вино и 15% на крепкий алкоголь.