Алексей Худолей. Фото iContext
Бюджеты российских рекламодателей на контекстную рекламу выросли за 2013 год на 34%. Среди наиболее быстрорастущих категорий рекламодателей - «Одежда и обувь», «Финансы и страхование», «Туризм», включая продажу билетов. При этом, с точки зрения затрат, по данным Яндекс.Директа, лидерство сохранили категории «Авто», «Финансы», «Недвижимость» и «Туризм».
За прошедший год выросло значение интернета как канала продаж и как следствие инвестиции в перформанс-рекламу. За минувший год в России открыли интернет-магазины многие бренды и ритейлеры до недавнего времени, продающие на российском рынке только в оффлайне: Metro Cash&Carry, Zara, Karen Millen, Motivi и другие.
Собственный онлайн-магазин в стране наконец-то открыла компания Apple, запустил сайт на русском и британский ритейлер Asos. Развивают интернет-продажи и производители косметики и парфюмерии, такие как Yves Rocher, Avon. В 2013 году интернет-магазин в России открыла компания Oriflame.
В категории «Туризм» наиболее активно развивались метапоисковики и расширяющие спектр услуг сервисы по продаже билетов (anywayanyday.ru, ozon.travel, kayak.ru, aviasales.ru, onetwotrip.ru и другие). Под торговой маркой Roomguru.ru на российский рынок вышел австралийский метапоисковик Hotelscombined, запустив рекламу в онлайне и оффлайне.
Наращивают долю продаж билетов на своих сайтах и сами авиакомпании. Спрос на онлайн-бронирование билетов растет высокими темпами. По данным Яндекса, за год количество поисковых запросов в категории «Поиск авиабилетов» выросло на 29%, а самые популярные авиакомпании в Рунете – Аэрофлот, S7 и Трансаэро.
Один из трендов рынка контекстной рекламы – рост расходов категории детских товаров. Почти пустая еще два года назад ниша привлекла в 2013 году много новых игроков.
По данным исследовательской компании Data Insight, в Рунете уже около 100 интернет-магазинов товаров для детей. Среди них много средних магазинов и магазинов с высоким средним чеком, которые составляют ядро рекламодателей. Появились и международные бренды, как, например, Mothercare. Маркетинговые расходы этого сегмента будут увеличиваться и в текущем году, так как потенциал роста ниши еще очень высок.
Повышается профессионализм онлайн-маркетологов, в том числе в плане хорошего понимания технологических решений. Очень важную роль начинает играть веб-аналитика. Так как важность сайта как канала продаж и коммуникации с аудиторией постоянно растет, рекламодатели стремятся установить прямую взаимосвязь между данными веб-аналитики сайта и бизнес-показателями. Понимание этой взаимосвязи помогает не только правильно управлять рекламой в интернете, но и оценить влияние маркетинговой активности в других каналах на интернет-продажи. В текущем году мы ожидаем повышение внимания к корпоративным решениям в области аналитики со стороны крупных рекламодателей.
Компания eMarketer прогнозирует, что российский рынок мобильной рекламы в 2014 году вырастет на 85% и составит $37 млн. В мобильном трафике сохраняется потенциал для наращивания объемов размещения рекламодателей. В прошлом году многие рекламодатели на практике оценили важную роль мобильной рекламы в цепочке принятия решения о покупке товаров. Хотя, если посмотреть на продажи по модели last click, веб-трафик демонстрирует по-прежнему больший эффект.
С развитием систем аналитики роль мобильной рекламы будет становиться все более понятной, что приведет к увеличению бюджетов в мобайле. Ведь сейчас именно непрозрачность оценки эффективности мобильной рекламы ограничивает активность рекламодателей.