Не все разделяют мнение, что кризис — это совсем не плохо, наоборот, это катализатор и точка роста, то самое «дно», от которого можно оттолкнуться, чтобы подняться на новый уровень. Почему это так и как управлять сотрудником или целой командой в состоянии кризиса, с примерами из собственной практики рассказывает агентство Social Deluxe.
Разбираемся в понятиях
Конфликт в команде — ситуация, которая нуждается в решении. Он возникает из-за разницы взглядов или неумения найти компромисс и мешает эффективной и слаженной работе.
Кризис же может касаться одновременно и всей команды, и одного конкретного сотрудника или, например, креативной пары. В момент осознания кризиса так же, как и в случае с конфликтом, приходит понимание, что нужно искать выход и что-то менять.
Пример творческого кризиса
Сотрудник долго работает на проекте одного бренда, понемногу выгорает и не видит возможностей для собственного роста.
Из творческого кризиса может вырасти конфликт с более «бодрой» командой в духе: «я здесь работаю уже пять лет, я все знаю, не мешайте».
В этом случае творческий кризис — проблема, а конфликт — ее проявление.
Важно понимать, что кризис — это нормально. Главное — уметь с ним работать и видеть в нем точку взлета.
Первые ласточки кризиса: кто должен их заметить?
Быстро заметить начало кризиса способен опытный руководитель. Благодаря работе с разными командами он может легко строить и проверять гипотезы: действительно ли дело движется в сторону кризиса, что можно предпринять.
Когда кризис накрывает сотрудника, логично предположить, что самое простое решение — рассказать об этом руководителю или другим участникам команды.
Но все не так просто. Не в каждой корпоративной культуре это допустимо, не каждый руководитель выглядит как человек, который поймет и поможет, и главное — действует фактор стресса. Когда кто-то сталкивается с кризисом, у него не всегда есть силы на то, чтобы совершать активные действия, и способность посмотреть на ситуацию со стороны.
Именно поэтому очень важен налаженный контакт между руководителем и подчиненным, который строится не только на основе kpi проекта или бизнеса, но и общего настроения.
Важно задавать друг другу вопросы, которые касаются планов, настроения, мотивации и других неформальных вещей. По ответам можно понять, чем живет команда.
Что делать руководителю с сотрудником в кризисе?
Чтобы понять текущее состояние, мотивацию сотрудника и возможную причину кризиса, сотрудникам следует давать нестандартные творческие задания, которые не входят в привычный блок работ.
Принимая работу, важно обращать внимание не на общий результат, а на следующие факторы:
- насколько сотрудник замотивирован на выполнение задачи;
- что в этом задании было для него новым и интересным.
Так можно понять: связано ли его текущее состояние с проектом, командой или конкретным человеком.
Также можно выделять время на регулярные встречи c ключевыми сотрудниками, в рамках которых обозначать общие зоны для роста и предотвращать проявления кризисов.
Реальная история: из аккаунта в креатора
В команде был сотрудник, который явно занимал не свое место. За годы работы он показал себя как прекрасный командный игрок, но слабый аккаунт-менеджер. Человек отлично вовлекался во все детали, горел результатами, ладил с командой и понимал общие цели. Но процессы у него не строились, сроки плыли, клиенты были не в восторге, что-то постоянно шло не так. Сотрудник терял веру в свои профессиональные способности и мотивацию работать.
Что сделал руководитель?
После пары встреч понял, что сотрудник работает не на своем месте. Два нестандартных задания показали, что основной талант человека — это креативные идеи и эмоциональные тексты, а не регулярные коммуникации с клиентом и четкая работа по таймингу.
Почему он об этом не говорил прямо? Не было веры в свои силы и готовности отправить запрос на переквалификацию.
В итоге спустя несколько недель коучинга, тестовых контент-планов и креативных идей на тендер под четким супервайзингом в команде Social Deluxe появился новый Junior сreator, который теперь уже совсем не Junior.
А если в кризисе целая команда?
Команда — это система, важно оценивать каждого сотрудника не только как самостоятельную единицу, но и как часть команды.
В случае кризиса в команде также помогут задания, общие собрания, где есть возможность обсудить проблемы и каждый может высказаться, предложить выход из ситуации. Может оказаться, что кому-то давно пора в отпуск, а кто-то ждет задач помощнее.
Кризис как катализатор роста
Когда классный специалист находится в кризисной ситуации, возможно, стоит ждать профессионального прорыва.
Кейс Social Deluxe
При реализации большого проекта руководство команды недостаточно четко обозначило зоны ответственности исполнителей. В результате появились «серые» зоны по блокам ответственности внутри команды.
C одной стороны, был риск того, что эти зоны так и останутся незакрытыми, на проекте начнется кризис, и его успех будет под угрозой. С другой — когда на проекте есть менеджер с желанием расти и достаточным количеством скиллов, он в этой ситуации может не только стать лидером, но и прокачать экспертизу. Именно так и поступил сотрудник агентства и быстро вырос от middle до senior.
Как сохранить правильный настрой во время кризиса?
Самое главное — чтобы все знали о своих целях и ценностях. Пока есть совпадение по векторам, у команды все будет в порядке. Поэтому важно доносить до каждого сотрудника цели и ценности команды на текущий период.
Также важно сверять векторы развития, ведь все имеет свойство меняться. А руководитель поможет заметить перемены в команде и направить работу в нужное русло.
Как агенство Social Deluxe пережило период COVID-неопределенности
В прошлом году, во время первой волны пандемии, пока всех потрясывало, агентству удалось быстро перегруппироваться и вырасти.
Команда уходила на «удаленку» в полной готовности, имея:
- четкий бриф на работу с клиентами;
- ясное понимание того, какие кампании нужно реализовывать и предлагать клиентам здесь и сейчас;
- эмоциональную поддержку мотивационными письмами и советами по укреплению здоровья и сохранению продуктивности при удаленной работе;
- жесткий контроль бизнес-показателей.
Слаженная работа в период неопределенности — следствие того, что руководитель принимает на себя ответственность и видит возможности развития команды в сложившейся ситуации. Чем четче план — тем лучше результаты.
Выводы
- Любую ситуацию можно использовать как рычаг для нового роста. Анализируйте ошибки и не допускайте их системного повторения.
- Сохраняйте спокойствие и не перегибайте палку — это ключевой навык для работы в нестандартных ситуациях.
- Кризисы — это нормально. Общайтесь со своей командой и прислушивайтесь к ней.
- Не бойтесь ошибаться вместе и расти быстрее.