Накануне вечером состоялась официальная презентация логотипа Чемпионата мира по футболу 2018 года, который пройдет в России. Спортивные чиновники превратили представление графического знака в грандиозное мероприятие, а на просторах интернета и в профессиональном сообществе логотип вызвал неоднозначную реакцию.
Логотип Мундиаля был представлен в программе «Вечерний Ургант» на Первом канале президентом FIFA Йозефом Блаттером, генсеком FIFA Жеромом Вальке, российским министром спорта Виталием Мутко и бывшим капитаном сборной Италии Фабио Канноваро. В презентации были задействованы для пущей грандиозности космонавты с МКС и фасад Большого театра, на котором разыгралось настоящее световое шоу.
Сам графический знак по традиции представляет собой стилизованный кубок, однако в его цветовой гамме и визуальной стилистике четко угадываются элементы, которые можно ассоциировать с Россией. «Логотип – это лицо турнира. В нашем стремлении найти художественное воплощение этого уникального исторического события мы черпали вдохновение в богатейшей традиции достижений российского искусства и науки», - прокомментировал Виталий Мутко, который является также и председателем Оргкомитета ЧМ-2018.
По информации Sostav.ru, разработкой логотипа занималось лиссабонское брендинговое агентство BrandiaCentral, которое имеет большой опыт по созданию айдентики крупных спортивных мероприятий. Из последних - южноамериканский чемпионат по футболу Copa America Chile 2015 и баскетбольное первенство Европы EuroBasket 2015 Ukraine.
Официальная эмблема - это только начальный этаж создания фирменного стиля спортивного мероприятия, который будет использоваться по многим направлениям - от полиграфической и сувенирной продукции до элементов навигации и транспортной инфраструктуры. Пока полноценный брендбук, включающий все необходимые элементы айдентики, анонсирован не был.
Цветовая гамма и необычная форма эмблемы ЧМ-2018, как и в случаем с логотипом чемпионата мира по футболу в Бразилии, вдохновили интернет-сообщество на создание множества пародий, которые накануне вечером буквально заполонили соцсети всего за несколько часов.
А что думают о новом логотипе профессионалы?
Алексей Андреев, генеральный директор брендингового агентства Depot WPF, сопрезидент АБКР
Теперь внимание! Я считаю, что лучшим ответом на все эти вопросы стало бы великое российское разгильдяйство и совершенно аутентичное державное невнимание к профессиональным авторитетам и культурным кодам. Такая причина появления воистину адского логотипа меня бы устроила.
Но я боюсь, что тут все гораздо хуже. Что-то подсказывает мне, что натовцы и вся мировая закулиса в лице португальских дизайнеров, Блаттера и Вальке просто глумится над нами таким изощренным образом, мстит России за ее независимую международную позицию, а мы не можем ничего возразить. У нас – Мутко. Ему нравится. И вот это печально».
Михаил Губергриц, творческий директор LINII Retail Design и LEXICA naming, куратор и ведущий преподаватель факультета «Айдентика» АК Wordshop
Если отбросить в сторону традиционность такого подхода, то мы получим довольно красивую и по графике и по цветам эмблему. Красивую, но не очень понятную и не очень вдохновляющую что ли. Получилась она на мой взгляд красивой и недоступной, как… простите, Космос, которым так гордятся наши чиновники.
Если говорить про стиль, то мне он не нравится. То что я увидел - ярко-красное месиво из традиционных стереотипов о нашей стране. Жаль, мне кажется, что такое грандиозное событие как ЧМ, с аудиторией в 3,6 млрд человек - как раз идеальное мероприятие, чтобы раскрыть миру какие-то другие стороны нашей страны, а не гонять по кругу традиционный набор - космос, балет, матрешки...».
Дмитрий Видяпин, брендбилдер брендинг-студии VIDYAPIN BROTHERS
В логотипе 2018 года, даже если бы не было слов, мы также интуитивно можем понять, что это имеет отношение к России и к футболу. Лично я вижу отражение таких ценностей как: стремление к развитию, новаторству и национальной приемственности. Цветовая архтитектура вполне подходящая. Ложкой дегтя (без этого никуда у нас) можно назвать исполнение красных букв и цифр».
Анна Мухина, творческий директор студии Muhina Design
В психологии есть такое понятие - «прямоугольное состояние». Это когда человек не веселый общительный круг, не надежный трудяга и практик квадрат, не творческий зигзаг и не целеустремленный треугольник. А прямоугольник. Ни то ни сё. Состояние временное, но может быть затяжным. Вот и у нас затянулось. Страна не определилась, а отражение свое в иностранном зеркале нам не нравится. Наверно с этим состоянием можно и нужно работать, начать осознавать какие мы и переводить осознание в символы. На этот процесс нужно много времени и энергии.
Конкретно по логотипу – мне не нравится. Это вытянутая форма с «вытаращенными глазами» и перетянутой «шеей». С точки зрения формообразования достаточно символично, что и отразил интернет. И звезды в «глазах» только дорисовывают картинку».