Иллюстрация Fotolia
Игровая индустрия в России и СНГ обогнала в 2012 году кинопрокат по скорости развития и объему рынка: 40,8 млрд рублей против 39,4 млрд рублей. Такие данные приводятся в исследовании игрового подразделения Mail.Ru Group. Самым динамичным сегментом отрасли в ближайшем будущем станут мобильные игры.
Оборот игровой индустрии в России и СНГ в 2012 году превысил на 22% оборот киноиндустрии. «Игры становятся популярнее кино, это общемировая тенденция», - комментирует вице-президент игрового направления Mail.Ru Group Владимир Никольский. В США и ряде европейских стран игровая индустрия превзошла по годовому обороту кинопрокат еще несколько лет назад. Теперь и Россия «подхватила» мировой тренд.
Рост кассовых сборов в России в 2012 году составил всего 10,1% - это самый низкий уровень с начала двухтысячных. В 2011 году он равнялся 13%, а в кризис вообще не опускался ниже 22%.
«Рост оборота кинопроката в России и странах СНГ в абсолютных цифрах обусловлен не расширением зрительской аудитории, а, в основном, ростом цен на билеты», - объясняет Александр Лужин, исполнительный директор компании Movie Research, которая занимается независимыми исследованиями киноиндустрии.
Тем не менее, рекламодатели не сбрасывают кино со счетов: объем рекламы в кинотеатрах в 2012 году вырос на 18 %, согласно статистике Ассоциации коммуникационных агентств России.
В России и СНГ значительная доля игровой индустрии приходится на многопользовательские онлайн-игры (30%) и социальные игры (26%). Доля мобильных игр составляет порядка 7% от общего объема игровой индустрии, однако, этот сегмент рынка развивается динамичнее всего.
«Темпы роста сегмента браузерных и социальных игр будут снижаться из-за насыщения в этих сегментах, тогда как для сегмента мобильных игр всё только начинается. В будущем в России можно прогнозировать взрывной рост этого сегмента», - отмечает аналитик по медиарынку и IT сектору Мария Синдинская из инвесткомпании «Церих Кэпитал Менеджмент».
Такой сценарий вполне вероятен, если учесть, что технологическое оснащение россиян растет: количество абонентов сотовой связи, использующих мобильный интернет на смартфонах, а значит, тех, кто потенциально может скачивать игры на мобильные устройства, выросло в России в 2012 году на 88%, до 22,5 млн. (данные J'son & Partners Consulting).
По прогнозам Electronic Arts, к 2014 году мировая индустрия мобильных игр вырастет до 31,4 млрд долларов, т.е. более чем на 80%. В Mail.Ru Group подтверждают прогноз и добавляют, что компания даже открыла продюсерский центр для поддержки независимых разработчиков мобильных игр в области их монетизации и продвижения.
Сейчас в мире основные доходы от мобильных игр (более 40%) приходятся на долю США, а второе и третье места делят Япония и Великобритания. Другие страны включаются в эту игру по мере роста популярности мобильных устройств среди населения.
Однако, чтобы присоединиться к этой тенденции, отечественным производителям мобильных игр «нужно будет преодолеть ряд трудностей, связанных, в первую очередь, с высоким уровнем финансирования подобных проектов и разработкой игр в соответствии с мировыми стандартами качества», - подчеркивает эксперт из «Церих Кэпитал Менеджмент».