Российские ритейлеры на встрече с вице-премьером РФ Дмитрием Козаком попросили рассмотреть возможность введения моратория на изменение законодательства в сфере торговли. Кроме того, сети хотят больше саморегулирования, сообщает РБК со ссылкой на участников встречи.
В числе участников «торговой» встречи с вице-премьером были главы X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»), «М.Видео-Эльдорадо», «Магнита» и другие.
Один из собеседников РБК напомнил, что закон «О торговле» сейчас проходит оценку фактического воздействия — Минэкономразвития проверит этот и еще 28 действующих нормативно-правовых актов на предмет их влияния на бизнес-климат. Анализируемые законы должны были обеспечить конкуренцию и прозрачность рынка и защитить интересы российских производителей, однако на деле создают сложности для участников рынка.
Как сообщила глава «Магнита» Ольга Наумова, сейчас важно, чтобы законодательство оставалось стабильным и не подвергалось изменениям как минимум год или два. Введение моратория позволит отрасли, во-первых, адаптироваться уже к введенным изменениям, а также более комплексно и эффективно проработать возможные дальнейшие изменения.
Ритейлеры выступали также с инициативами все-таки изменить некоторые положения действующего законодательства. В частности речь шла об ограничении размера ретро-бонуса до 5%: предлагается вывести логистику из-под действия этой нормы.
В итоге, стороны договорились создать рабочую группу по Совету рынка с участием не только ритейлеров и поставщиков, но также органов власти и всех заинтересованных сторон для перехода ритейла к саморегулированию и рассмотрения предложений ритейла в сфере нормотворчества. Возглавит группу замглавы Минпромторга Виктор Евтухов. До конца марта 2019-го группа должна будет подготовить видение проекта организационной структуры «розничного» СРО — до этого момента ожидается, что правительство не будет поддерживать никаких поправок в закон «О торговле».
Алексей Григорьев, Глава московского представительства METRO AG:
«Мораторий на дальнейшие запреты и ограничения в отношении торговли жизненно необходим. До сих пор не проанализирован реальный, а не декларированный эффект от масштабных изменений Закона о торговле 2016 года, — особенно для представителей малого и среднего бизнеса в торговле и среди поставщиков. Несмотря на это, уже подписан новый закон о запрете возвратов. Опять речь идёт о политическом вмешательстве в структуру взаимоотношений между участниками потребительского рынка. И снова следует ожидать совсем не тех весьма экономических последствий, на которые почему-то рассчитывали авторы закона.
Считаем крайне важным, чтобы государственная политика по регулированию такой значимой в социальном отношении отрасли, как торговля, была основана на последовательной долгосрочной стратегии, а не персональных интересах политиков. Особенно важно, чтобы она учитывала интересы всех участников рынка (особенно малых). Об этом наша компания говорила на недавнем совещании Д.Н.Козака с руководителями торговых сетей, и мы приветствуем, что такой подход нашёл понимание и поддержку в Правительстве России.
Отношения между торговлей и поставщиками, видимо, никогда не будут свободны от разногласий, пока мы остаёмся в логике рыночной экономики. Вместе с тем наиболее действенным способом урегулирования существующих противоречий был и остаётся диалог между участниками рынка. И здесь речь идёт как о прямых переговорах конкретных участников рынка, так и о саморегулировании, формирующем более обобщенные правила работы на рынке и механизмы их соблюдения. Тот механизм саморегулирования, который уже существует в России, кстати, уже неоднократно доказывал свою эффективность. Поэтому государственной политике необходимо оттолкнуться от уже имеющихся успешных наработок, предотвратить дальнейшую политизацию вопросов взаимоотношений между торговлей и поставщиками и отдать приоритет именно дальнейшему развитию саморегулирования. Наша компания — в том числе с учетом опыта работы в 35 странах мира — всецело разделяет именно такой подход и готова активно участвовать в данном процессе. Собственно, это уже и происходит. Работает Межотраслевой экспертный совет, в состав которого входят ключевые ассоциации и союзы от торговли и поставщиков. Вопросы саморегулирования интенсивно обсуждаются и на площадке Сколковской школы управления. Главная задача сегодня — преодолеть недоверие, проявить способность и готовность к компромиссам".
Дмитрий Шихов, управляющий директор компании OPEN :
«Ритейл — одна из самых динамично меняющихся отраслей экономики. Но то, на что мы делаем фокус сегодня, те направления, в которые вкладываем ресурсы, — это история даже не завтрашнего, а послезавтрашнего дня. И, конечно, планируя разработку перспективного ITрешения или экспансию на новые рынки мы принимаем правовое поле в отрасли за статус-кво. Поэтому именно правовая стабильность является залогом устойчивого развития».
Ирина Елисеева, директор по продажам Henkel Beauty Care в России:
«Система взаимоотношений между ритейлером и поставщиком — крайне сложный механизм, который формируется на протяжении многих лет, поэтому необходимо с максимальной осторожностью относиться к внесению тех или иных изменений, регулирующих данную сферу экономической деятельности. Мы в тесной взаимосвязи с нашими партнерами и следим за изменениями, которые происходят в законодательстве.
Последние поправки в закон о торговле напрямую не коснулись нашей компании, так как, относятся только к продовольственным товарам. Тем не менее, действие закона может отразиться на нашем взаимодействии с клиентами, у которых произошло шаблонное изменение контрактов и структуры скидок по примеру продовольственных поставщиков.
Мы поддерживаем инициативу введения моратория на внесение изменений в Закон. На данный момент и мы, и наши розничные партнеры наблюдаем снижение темпов роста категорий и розничного рынка в целом в силу ряда факторов, таких как, насыщение рынка, усиление ценовой конкуренции, снижение покупательской способности. Поэтому в таких условиях важно сосредоточится на поиске совместных решений по усилению роста категорий, развитию проектов в области цифровых технологий, инновационных промо-механик и детальном анализе эффективности бизнеса.
Мы также поддерживаем инициативу создания рабочей группы по вопросам проработки дальнейших изменений в закон о торговле с включением представителей крупнейших ритейлеров. Это позволит учитывать интересы всех сторон и отражать потребности реального экономического процесса".