Креативная экономика — давно знакомый термин, особенно для тех, кто работает с брендами. Но в последние годы под креативными индустриями стали понимать намного больше, чем просто рекламу или арт. Теперь создавать контент может практически каждый, и это меняет расстановку сил в digital. Ролик, смонтированный в бесплатном редакторе, может собрать не меньше просмотров, чем реклама, снятая за несколько миллионов в студии. Готовьтесь к переменам: digital еще никогда не был таким доступным. Как и почему изменилась креативная индустрия с приходом современных технологий, в колонке для Sostav рассказала Анна Маикова, руководитель маркетинга PicsArt Russia&CIS.
Хобби, сформировавшие индустрию
Всего несколько лет назад креативные картинки в интернете были только хобби. Казалось, что заработать серьезные деньги на визуальном контенте могут только профессионалы: графические дизайнеры, модные фотографы и художники. Но реальные примеры доказывают, что искусство стало доступнее, а порог входа в индустрию — сильно ниже. Этому способствовало и развитие технологий. Сегодня любой подросток может создавать уникальные работы в PicsArt, TikTok, Videoleap. И клиенты готовы платить за это деньги.
В 2014 году шестнадцатилетний Вадим Балабанов развлекался постами в Instagram: сам редактировал видео в Sony Vegas, а фото — в приложении PicsArt. Сегодня Вадим — известный блогер и профессиональный цифровой художник. Он работал с Лолитой, Машей Миногаровой, Тосей Чайкиной и другими инфлюенсерами. Таких примеров стремительной карьеры в креативной индустрии сегодня сотни. Их объединяет креативное мышление и способность быстро адаптироваться.
Причем тут зумеры?
Не последнюю роль в эволюции креативной индустрии сыграло поколение Z. Они уже достаточно взрослые для того, чтобы создавать контент. Сегодня зумеры составляют около 24% людей трудоспособного возраста. Вот почему поколение Z станет двигателем креативной индустрии:
- Это поколение предпринимателей. 70% американских подростков вместо подработок в кафе уже выбрали предпринимательство: они дают уроки в Zoom, продают товары на eBay и превращают хобби в бизнес. Их привлекате креативная индустрия, где можно работать на себя.
- Они ценят креативный контент. Опросы показывают, что зумеры чаще других посвящают время творчеству. Кроме того, поколение Z охотно покупает контент, созданный другими: музыку, кино и искусство. Канадское исследование, организованное медиа Vice, показало, что 90% опрошенных молодых людей в возрасте от 14 до 22 лет готовы платить за качественный контент регулярно. Это кардинально отличает зумеров от других поколений: они не занимаются пиратством и ценят интеллектуальный труд.
Как креативная индустрия стала доступнее
Новое поколение цифровых художников вооружено обычным смартфоном с бесплатными приложениями, а сложные программы для обработки фото считает лишней тратой времени. При создании контента важны не инструменты, а идеи. Чем проще технологии, тем лучше: круто, если подписчики сами смогут повторить интересную обработку.
Вход в креативный кластер стал намного легче: достаточно быть творческим и настойчивым. Изменился подход к образованию. Раньше дизайнерам и художникам для старта карьеры нужно было преодолеть множество препятствий: получить профильное образование, прокачать скиллы в сложных программах, изучить как минимум пакет Adobe, оплатить дорогое ПО. Сегодня технологии демократизировали доступ в профессию: доступные курсы от инфлюенсеров вместо дорогих университетов и бесплатные мобильные приложения вместо сложных программ.
Теперь для становления дизайнера главное — креативное мышление и мотивация. PicsArt выделила три основных фактора развития своих пользователей:
- любопытство — пользователи используют приложение для оформления постов в своих аккаунтах в соцсетях;
- самовыражение и хобби — хотят просто порисовать, отвлечься и поддержать свои интересы;
- работа — юзеры пользуются приложением для создания контента для работы или как дополнительного источника заработка.
Эволюцию в креативной сфере поддерживают и бренды. Компании переосмысливают свой подход к контенту. Рекламная индустрия перешла от двух-трех кампаний в год, подготовленных известными агентствами к круглогодичному маркетингу через социальные сети. Пользователи хотят видеть новый контент каждый день, поэтому компании больше вкладываются в дизайн и визуальный сторителлинг.
Параллельно идет демократизация дизайна: размытые рамки профессии, доступные курсы и инструменты. В креативной индустрии появилось больше свободных художников: они не работают в офисе, легко создают много контента и быстрее агентств адаптируются к новым условиям.
Новые креативщики — кто они?
Среди современных контент-мейкеров можно выделить две основных группы: те, кто перешел в креатив из другой профессии, и зумеры, которые еще учатся в школе или университете. Частая история — женщины в декрете, которые освоили профессию в СММ: сторис-мейкера (специалист по созданию сторис), таргетолога, копирайтера. Сегодня люди выбирают не классическое образование, а обучение в онлайн-университетах и у блогеров: например, курсы Марии Солодар или Ya.Moll, амбассадора PicsArt. Также популярны онлайн-курсы по SMM и дизайну — мы в PicsArt, например, сотрудничаем с Нетологией и охотно берем на стажировку ее выпускников.
Мы замечаем следующий тренд в образовании: контент-мейкеры предпочитают учиться у блогеров, а к классическим форматам относятся с недоверием. Курсы инфлюенсеров обычно краткосрочные, а информация подается сжато и понятно. В случае с новыми креативными специальностями все равно главное — это постоянная практика. Поэтому цифровые креаторы быстро входят в профессию, предпочитая разбираться уже на ходу. Если, например, в агентстве срочно потребовался визуальный сторителлер, компания предпочтет обучить кого-то из штата, а не нанимать нового человека. Так вчерашнему стажеру приходится быстро осваивать новые навыки.
В наше время гораздо легче кардинально сменить сферу работы, чем десять лет назад: вчера продавец-кассир, завтра — сторис-мейкер. Раньше нужно было долго осваивать сложные программы по дизайну, сегодня же есть простые инструменты — приложения с интуитивно понятными форматом редактирования. Так за 10 лет креативная индустрия из узкой тусовки креативщиков разрослась в большую отрасль с множеством разных профессий.
Контент-креатор и другие странные слова
Контент-креатор, мобильный режиссер, визуальный сторителлер и другие профессии, для которых в русском языке нет обозначений, — все это разные оттенки одного цвета: нового поколения креативщиков. Не так важно, как назвать новые специальности, важно, зачем они нужны. Все эти люди создают цифровой контент. И главное в этих профессиях не мастерство, а свежие идеи — с качественным воплощением помогут приложения. Вот несколько новых направлений в креативе:
- Контент-креатор — дизайнер, работающий с социальными медиа. Этот человек должен молниеносно реагировать на события от лица брендов. От классического эсэмэмщика креатор отличается тем, что сосредоточен только на контенте: метриками и продвижением могут заниматься другие специалисты. Дизайнер же занимается только визуалом.
- Мобильный фотограф и мобильный режиссер. Еще недавно было невозможно представить, что фотографов, снимающих на обычный смартфон, будут воспринимать всерьез. Но теперь мобильные технологии стали такими продвинутыми и такими доступными, что многие креаторы не видят смысла переходить на дорогую технику. А поддержка брендов — например, кампания Shot on iPhone — только подтверждает востребованность такого контента.
- Дизайнер-аналитик: на основе анализа визуальных и текстовых предпочтений своей аудитории формирует tone of voice контента и определяет дизайн-стратегию бренда. Такой специалист помогает выявить нужды пользователей, определить актуальные тренды и найти новые рынки.
- NFT-продюсер. Этот человек незаменим, если вы хотите попасть в последний digital-тренд и начать продавать искусство на NFT-площадках. Он поможет разобраться в этом новом сегменте креатива.
- Визуальный сторителлер. Этот специалист умеет рассказывать сильные истории о бренде или продукте с помощью визуальных средств: сторис, посты, спецпроекты. Наш мозг лучше воспринимает изображения, чем текст, поэтому за визуальными сторителлерами будущее креативного контента.
Креативную индустрию ждет еще много перемен. Впереди повсеместное внедрение технологий на основе искусственного интеллекта, более глубокая аналитика больших данных и другие инновации. Уже сегодня ясно, что эти технологии позволяют автоматизировать одни задачи и сосредоточиться на других. Поэтому порог входа в креативную индустрию постоянно снижается: уникальность и креативность становятся важнее технических навыков.