В преддверии вступления в силу постановления Правительства РФ, которое сделает обязательным применения ГОСТа для наружной рекламы с 1 марта 2016 года, взаимодействие госорганов власти и представителей рынка активизировалось. Накануне стороны собрались за столом переговоров и обсудили возможность внесения поправок, смягчающих в ГОСТ. Так как время у операторов и городских администраций практически вышло, сторонники смягчения гоcстандартов в наружке будут просить у федеральных властей отсрочку.
ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения» был разработан еще в 2003 году. Он предполагает существенные ограничения по размещению конструкций: в частности, запрещается размещение наружной рекламы на расстоянии менее 5 м от края автодороги, на одной опоре с дорожными знаками и светофорами, а также ближе 100 м от них.
Суровость гоcстандарта уравновешивалась необязательностью его исполнения: до недавнего времени ГОСТ носил рекомендательный характер, и не учитывался администрациями городов при разработке схем размещения конструкций. Размещение без оглядки на ГОСТ осуществлялось и в столицах: по подсчетам экспертов, порядка 90-95% ныне установленных в Москве и Санкт-Петербурге конструкций не учитывают положения госстандарта.
На том, чтобы ГОСТ стал обязательным, настаивали представители правоохранительных органов: ГИБДД инициировал за последние годы не один судебный процесс против операторов с целью принудить их к соблюдению стандартов, третьей стороной в которых неизменно оказывались мэрии городов, санкционировавших размещение. Однако, необязательный статус ГОСТа позволял операторам и чиновникам отстаивать свою точку зрения в судах различных инстанций (ряд таких дел был зафиксирован и в Москве).
Фото Depositphotos
Ситуация в корне изменилась после того, как МВД вынесло данный вопрос на рассмотрение Правительства РФ. Силовики доказывали, что неправильное с точки зрения ГОСТа размещение рекламных конструкций несет непосредственную опасность для граждан. После долгих консультаций премьер-министр Дмитрий Медведев подписал 29 сентября постановление об обязательном статусе ГОСТа «Наружная реклама на автодорогах и территориях городских и сельских поселений» с марта 2016 года.
Представители отраслевых организаций и операторов крайне негативно восприняли данную новость: по мнению аутдор-компаний, обязательный статус госстандарта поставит крест на отрасли. " Если ГОСТ вступит в силу и начнет применяться, это приведет к тому, что по 90% конструкций (если не больше) будут разрываться договора, выписываться штрафы и дело пойдет к демонтажу. Если компромисс не будет найден, это приведет к уничтожению отрасли", - отметил в беседе с Sostav.ru Андрей Березкин, гендиректор исследовательской компании в области наружной рекламы "ЭСПАР-Аналитик".
Против обязательного статуса ГОСТа выступили и главы администраций двух столиц: соответствующие письма в адрес председателя правительства РФ направили московский градоначальник Сергей Собянин и губернатор Петербурга Георгий Полтавченко. "Обязательность применения ГОСТ в новой редакции (определенная постановлением №1033 - Sostav.ru) приведет к фактической ликвидации рынка наружной рекламы, в котором, по информации операторов рынка наружной рекламы, занято порядка 10 тыс жителей Санкт-Петербурга", - говорится в обращении Полтавченко одному из депутатов Заксобрания Петербурга.
Представители МВД, в свою очередь, настаивают на ужесточении требований ГОСТа, в том числе ссылаясь и на опыт западных стран. "По нашему мнению, нормативные требования к размещению наружной рекламы требуют корректировок в части полного запрещения установки рекламных конструкций в полосах отвода автомобильных дорог и в границах красных линий улиц города", - говорится в сообщении заместителя начальника Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД РФ Павла Бугаева.
Для того, чтобы донести мысль о гибельности последствий введения обязательного исполнения ГОСТа, накануне представители федеральных и муниципальных ведомств, ведущих операторов наружной рекламы и общественные деятели провели первое заседание рабочей группы, и обсудили необходимость внесения поправок в положения ГОСТа, а также пролонгации его вступления в статус обязательного.
Фото Depositphotos
Под председательством руководителя Росстандарта Алексея Абрамова в рабочую группу вошли представители Правительства РФ, МВД, ФАС, Торгово-промышленной палаты России Департамента архитектуры города Москвы, Департамента СМИ и рекламы города Москвы, Управления по информационной политики города Москвы, Росавтодора, Комитета по печати и взаимодействия со СМИ Санкт-Петербурга, а также представители крупнейших операторов ( “Постер”, Gallery), негосударственных общественных организаций и ассоциаций.
Согласно протоколу первого заседания (имеется в распоряжении Sostav.ru), участники рабочей группы обсудили варианты возможных правок в ГОСТ. В целом предложения участников рабочей группы можно разделить на две группы. Первая группа, ядро которой составил технический комитет по стандартизации № 467, выступает за смягчение положений ГОСТа.
Директор юридического департамента Gallery и представитель технического комитета Елена Михайлова в беседе c корреспондентом Sostav.ru отметила, что предложения технической группы выстроены на принципах научного подхода, и основаны на выводах научно-исследовательской работы «Обоснование безопасности расположения придорожных рекламных конструкций», которая была проведена Центром промышленной экспертизы (выдержки из отчета по НИР имеются в распоряжении Sostav.ru).
Авторы исследования путем анализа законодательной базы РФ и нейрофизиологических особенностей поведения водителей пришли к ряду выводов, которые доказывают необходимость смягчения существующего ГОСТа. В первую очередь, авторы утверждают, что действующие в России нормативные акты не содержат инженерного обоснования большинства ограничений размещения рекламных конструкций.
Учитывая эти данные, эксперты вывели формулу, которая позволит смягчить ГОСТ и спасти операторов наружной рекламы от миллионных штрафов и демонтажа рекламных конструкций, а также избежать возможной угрозы для безопасности граждан. Речь идет о «треугольнике видимости», который представляет собой территорию, в границах которой, запрещается установка рекламных конструкций во избежание дорожно-транспортных происшествий. В исследовании представлены три различные формулы треугольника видимости – это «транспорт – дорожный знак», «транспорт – транспорт» и «транспорт – пешеход».
По словам Елены Михайловой применение этой формулы не приведет к коренным изменениям в существующей схеме размещения рекламных носителей, а только незначительным образом скорректирует ее. По словам эксперта, представители МВД выразили готовность рассмотреть научный подход и расчетные формулы, представленные в исследовании.
"Они также представили свои предложения по месторасположению рекламных конструкций, но не были готовы аргументировать их посредством научного подхода или методологии, исходя из чего они выбрали именно такие границы расположения рекламной конструкции", - сообщила в беседе с нашим корреспондентом г-жа Михайлова.
По словам членов рабочей группы, это первое, но далеко не последнее заседание - ближайшее состоится уже в конце текущего месяца. Однако времени на урегулирование вопроса остается все меньше, чуть более пяти недель до вступления постановления в законную силу. Главная цель сейчас - добиться пролонгации с 1 марта на более поздний срок.
"Если определенные требования и положения ГОСТа не вступят в силу с 1 марта, срок будет перенесен на конец 2016 года или начало 2017 года, то за этот период будет достигнут консенсус между двумя техническими комитетами на платформе Росстандарта и будет выработано адекватное решение в отношении установки рекламных конструкций", - уверена г-жа Михайлова.
"Позиция руководителя группы (Алексея Абрамова - Sostav.ru) в том, что нужно искать компромисс и смягчать нормы. Нужно еще изучить представленные материалы. Есть попытки отложить наступления этой даты. Я думаю, такое решение должно принять Правительство РФ", - отметил Андрей Березкин.
О том, что пролонгация активно обсуждается на рабочей группе, сообщили и представители ФАС, которые также участвовали в обсуждении судьбы отрасли наружной рекламы после 1 марта 2016 года. "Представители ФАС России участвуют в мероприятиях данной рабочей группы, как и представители других органов власти, представители общественных объединений. Соответственно, все предложения вносятся на рассмотрение рабочей группы и обсуждаются там".
В ФАС не смогли подтвердить, что именно это ведомство будет выносить свою позицию на обсуждение в правительство РФ, однако именно на поддержку антимонопольного ведомства надеются операторы. "Если до 1 марта вопрос с территориальным размещение рекламных конструкций не решиться, то последует демонтаж, что не может не волновать регулятора", - говорит Елена Михайлова.