О китайских блогерах не написали только ленивые. И мы. Нельзя сказать, что мы ленивые — мы обстоятельные. Поэтому наш руководитель digital-проектов Алексей Чигадаев решил поговорить со своей дорогой подругой — живой и настоящей китайской travel-блогером — на китайском и максимально откровенно. Все для вас, родные.
Добрый день, Аласу! Благодарю, что нашла время в своем плотном графике для нашего небольшого интервью. Расскажи немного о себе нашим читателям. Как ты стала блогером?
Всем привет! Меня зовут Аласу / 阿拉苏, мне 30 лет. Я родилась в Сянси-Туцзя-Мяоском автономном округе провинции Хунань / 湖南湘西, а сейчас живу в Пекине. Прежде чем стать блогером, я успела поработать в самых разных сферах: HR, PR, в сфере кино и спорта, делала проекты по продвижению Национальной баскетбольной ассоциации (НБА), а также продавала недвижимость.
После шести лет работы решила полностью посветить себя путешествиям, стать «путешественником на полную ставку» / 全职旅行家. На последней работе я дико уставала, работала каждый день допоздна, а из-за постоянных переработок чувствовала себя ужасно. Поэтому решила плотно заняться тем, что мне больше всего нравится, и стала блогером!
В китайском языке блогеры часто используют в качестве самоназвания слово 自媒体 «цзы мэйти», что дословно можно перевести как «само-медиа / сам себе медиа», хотя в русских источниках слово чаще переводят как «мы-медиа» — термин, обозначающий народную или гражданскую журналистику, в противоположность традиционной или профессиональной журналистике.
Как ты начала свою карьеру блогера? Как развивала блог на различных платформах: Weibo, Mafengwo, Weixin, Meipai?
В 2012 году я завела аккаунт на Weibo, обсуждала с другими пользователями туристические направления — мы рассуждали о новых маршрутах и интересных туристических направлениях. В то время я еще работала в офисе, а путешествовала только в свободное время. Потом на свои деньги я организовала розыгрыш среди своих подписчиков — бесплатную поездку в Тибет. Затем я решила сделать такую акцию ежемесячной.
Спустя год количество подписчиков постепенно возросло — во многом благодаря подобным конкурсам и моей активности в комментариях. В 2015 году я создала свою собственную рубрику — «Компаньон по путешествиям» / 旅行约伴, набирала спутников в поездки из числа подписчиков.
Через год я бросила работу и стала заниматься исключительно блогом. Открыла официальный аккаунт в WeChat, запустила и там рубрику «Компаньон по путешествиям» — число подписчиков росло достаточно быстро, так как меня уже знали по другим платформам.
В 2017 году организовала еще одну рубрику «Мечты подписчиков» / 旅行愿望 в формате видео. Основная идея заключалась в том, что счастливчику, который сделал лучшее видео о своем идеальном путешествии, мы дарили бесплатное путешествие. Подобные рубрики в таком интерактивном формате всегда положительно влияют на прирост новых подписчиков.
Как часто ты путешествуешь? Куда ездила в последний раз?
Я серьезно задумалась над вашим вопросом и решила посчитать! Так вот, в 2018 году 320 из 365 дней я была в разъездах. 55 дней провела в Европе, 55 — в США, 30 — в Корее, остальное время — в других странах и регионах Китая. У меня много зарубежных путешествий — моим подписчикам интересны зарубежные страны.
Недавно вернулась из Южной Австралии, где снимала видеоролик по заказу местного управления по туризму. Мы выехали из Аделаиды (я сама была за рулем) и проехали по разным туристским дестинациям, которые нам порекомендовало управление по туризму: местные мини-гостиницы и отели, ферма альпак, остров Кенгуру, маяк на мысе дю Коедик и так далее.
В результате мы подготовили крутой проморолик об особенностях местного туризма в стиле моего личного блога. Ролик привлек внимание моих подписчиков, и многие уже добавили в свой виш-лист путешествие в Южную Австралию — большинство, конечно же, собираются поехать в те места, о которых я рассказывала.
А в Россию ты ездила? Что это был за проект?
Да, ездила в Россию в 2016 году. Посетила Москву, а потом на поезде поехала в Санкт-Петербург. В России самые красивые закаты и очень хорошая погода.
Видео набрало 1 808 000 просмотров, но это было три года назад, блог Аласу тогда был еще совсем крошечным по китайским меркам. Все на китайском, но смотрите сердцем, ребята. Только сердцем.
Давай о нашем любимом — про деньги! Какие форматы сотрудничества на различных платформах ты предлагаешь? Расскажи, как ты организуешь коммерческое сотрудничество. Вот клиент подтвердил желание сотрудничать, вы обо всем договорились — какие следующие шаги?
На сегодня наиболее востребованы следующие форматы:
- отдельный рекламный пост,
- интеграция в видеорубрику, продвижение в видеопостах,
- участие в различных мероприятиях: лекции, прямые эфиры, создание и публикация туристических маршрутов и инструкций в текстово-графическом формате,
- полномасштабные маркетинговые кампании.
Очевидно, что этими форматами дело не ограничивается — все дело в фантазии заказчика.
Стандартная схема реализации выглядит примерно так:
- Мы обсуждаем варианты сотрудничества
- Подписываем контракт
- Клиент озвучивает свои пожелания
- Я готовлю общую структуру проекта
- После подтверждения клиент оплачивает половину стоимости контракта
- Мы проводим само мероприятие
- Я готовлю черновик материалов для размещения
- Происходит согласование с клиентом
- Производится оплата второй части общей стоимости
- Публикуется пост
- Я предоставляю клиенту отчет по статистике постов
Расскажи о своем самом успешном проекте.
Их очень много, например: проект «За кулисами «Призрака Оперы» в Нью-Йорке»; шопинг на Мэдисон Авеню; проморолик о шопинге в торговом центре Carrousel du Louvre; видео «В поисках молочного чая Ассам в Индии».
Туристический блог прекрасен тем, что я создаю видео по самым разным тематикам: проморолик по заказу управления по туризму Калифорнии, проморолик о тайском супермаркете Bigc, документальное видео совместно с южнокорейской телерадиовещательной службой Arirang, проморолик курорта Paradise в Южной Корее, а также видео о туристическом потенциале Швейцарии, Польши, Австрии, Великобритании, Германии, Австралии, Японии, Аргентины, Колумбии, Дубаи и Абу-Даби.
В основном я занимаюсь продвижением местных торговых центров, гостиниц и курортов, известных достопримечательностей и местных традиций, культурных событий и парков развлечений — например, Диснейленд и парк Universe.
Был ли какой-то неудачный проект, который тебя разочаровал?
Любое сотрудничество основано на взаимных интересах, моих и клиентских. Я ни разу не нарушала условия сотрудничества по контракту, и неудачных проектов у меня практически не было.
Какие плюсы и минусы продвижения в китайских социальных сетях? Расскажи о разных платформах.
У каждой из соцсетей есть свои особенности. Weibo похож на огромную городскую площадь. Там можно моментально продвинуть какую-то тему или хештэг, чтобы о нем узнали все-все-все. Количество просмотров и частота упоминаний постов всегда очень большие.
Публичный аккаунт в WeChat — это как аудитория в университете. Много людей приходит посмотреть-почитать, и многие подписываются и остаются. Подписчики активно взаимодействуют с аккаунтом, оставляют комментарии и делают репосты.
Туристические online-платформы — Mafengwo, Ctrip, LY.COM, Tuniu — эффективны для привлечения именно туристов. Эти платформы отличаются высоким уровнем конверсии и напрямую влияют на увеличение потока туристов.
Отличия в продвижении — огромные. Как я уже говорила, Weibo — огромная по масштабам площадка, где можно очень быстро «взорвать» какую-то тему и привлечь большое количество людей; WeChat — платформа, аккаунты которой надолго привлекают к себе подписчиков; Mafengwo, как и другие туристические online-платформы, — платформа с очень хорошо сегментированной целевой аудиторией, тут нет «лишних» людей; Meipai и TikTok — платформы коротких видео, где можно быстро захватить свободное время пользователя и показать ему тот или иной контент.
Какие трудности могут возникнуть при продвижении в китайских соцсетях?
Сложно найти целевую аудиторию. Сложно правильно определить, как удовлетворить потребности китайских потребителей.
Какие тенденции, на твой взгляд, сейчас актуальны в маркетинге в соцсетях в Китае? Какие модели продвижения — самые популярные?
1. Самая популярная тенденция сейчас — это vlog. Пользователям интересен формат видеоблога о повседневной жизни, особенно звезд и популярных блогеров. Видеодневники вызывают любопытство и быстро становятся популярными.
2. Самое главное — по-прежнему не формат, а содержание: только интересный контент может привлечь подписчиков.
3. Стремительно развивается тенденция «платных знаний» по таким темам, как мамы и дети, образование, медицина, астрология.
4. Следующий шаг в развитии влогов — объединение их в рубрики и циклы для обеспечения более качественного контента.
5. Видео — самый удачный способ продвижения. Это связано с повсеместным распространением смартфонов, широкой зоной покрытия сети Интернет и высокой скоростью траффика в Китае.
Какие у тебя дальнейшие планы по развитию блога?
Сейчас я специализируюсь на зарубежных путешествиях, а дальше хочу развивать тему путешествий с детьми. В дальнейшем из travel-блога хочу сделать «мамский блог» и развиваться в сфере платных образовательных ресурсов (Online Paid Knowledge Market).
Хотим вспомнить старое расистское высказывание «что бы ты ни делал, всегда найдется азиат, который сделает это лучше тебя».
Наша дорогая гостья не открывает мир других мужчин, она далеко не звезда всепланетного масштаба, а скромный китайский travel-блогер с 11,5 млн подписчиков на Weibo. Напомним, что у нашей нежно любимой Олечки «Мало Половин» Бузовой 15,8 млн подписчиков в Instagram на июнь 2019 года. Но стоимость постов несопоставима — Олечка обойдется вам в 2−4 раза дороже.
От лица офисного планктона торжественно отказываемся делать какие-либо выводы, но клянемся с особым рвением заняться продвижением личных аккаунтов.
Пишите вопросы и замечания в комментарии — постараемся пообщаться еще с кем-нибудь интересным!