Иллюстрация Fotolia
Сегодня начал действовать закон о защите авторских прав в интернете, принятый Госдумой 21 июня 2013 года. Согласно закону, за распространение ссылки на пиратское видео несет ответственность каждый: и сайт, и поисковик, и обычный пользователь. Представители интернет-отрасли призывают бойкотировать закон, правообладатели же объединяют усилия для борьбы с пиратами, а бизнес придумывает, как на этом заработать.
Антипиратский закон предусматривает процедуру досудебной блокировки сайтов, которые содержат нелегальное видео. Для этого правообладатель должен обратиться в суд, однако еще до его решения Роскомнадзор может заблокировать доступ к сайту. Если суд впоследствии признает заблокированный контент законным, доступ к нему снова открывается.
Еще на стадии рассмотрения законопроекта Госдумой представители интернет-сообщества, такие, как «Яндекс», Google, Mail.Ru и Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) выступили с его критикой и предложили свои поправки, из которых учтены были меньше половины. По мнению игроков интернет-отрасли, спорным моментом в законе является формулировка некого «посредника», который разместил ссылку на нелегальный контент: им может быть, как сайт, так и поисковик, и обычный пользователь. Это, в свою очередь, может создать препятствия для развития интернет-рынка.
Одиннадцать участников рынка подписали петицию об отмене закона, а «Пиратская партия России» призывает сайты устроить интернет-забастовку, поставив чёрную заглушку на свой сайт с текстом-пояснением. Цивилизованным шагом на пути к преодолению конфликта стало подписанное на днях в Роскомнадзоре коммюнике: правообладатели, площадки и провайдеры договорились о согласованных действиях при реализации закона. Так называемый «союз» уже насчитывает 33 организации, в числе которых и «Пиратская партия России».
Игроки отрасли изначально указывали на то, что закон не предусматривает обязанность правообладателя взаимодействовать с владельцами сайтов, уведомляя их о конкретном нарушении. Но Роскомнадзор предложил сотрудничать правообладателям и ресурсам через сайт nab.rkn.gov.ru, который будет принимать жалобы на пиратов. Чтобы избежать «внезапной» блокировки, хостинг-провайдеры и владельцы сайтов должны отправить свои контакты для связи на nap_in@rsoc.ru и подписать письмо электронной подписью.
Бизнес, в свою очередь, уже придумал, как заработать на новом законе. Digital-подразделение Yellow, Black and White, российского производителя телепродукции для СТС Медиа, разработал технологичную систему PlADform для распространения и монетизации легального видео в Рунете по рекламной модели. Компания уже ведет переговоры с Rutube («Газпром-Медиа Холдинг») и Окно.ру («Транстелеком»).
Кроме того, крупные российские правообладатели («Амедиа», «Дирекция Кино» и другие) задумались о создании единой системы для поиска пиратского видеоконтента. Решение не заставило себя ждать: американский телекоммуникационный холдинг AT&T запатентовал систему для борьбы с пиратством, однако пока неизвестно, будет ли она применяться на практике.
Схема действия закона в инфографике TheRunet
Читать также
Реклама за пиастры. Почему бренды не боятся светиться на пиратских сайтах