Говоря формально, человек отличается от робота немногим: наличием души и персональных данных (ПД). Последние — это заверенное авторитетным органом подтверждение факта реального существования гражданина или гражданки. Важность этой функции и стала причиной того, что ПД стали предметом повышенного интереса мошенников всех мастей. Граждане, естественно, стремятся хранить свои ПД как можно надежнее, но не все от них зависит. Делая покупки в интернет-магазине, посещая врача, открывая счет в банке, люди вынуждены сообщать свои ПД магазину, медицинскому учреждению, банку. Что с ними будет дальше, можно только догадываться. Странно было бы думать, что люди этого не понимают. Они понимают и опасаются, но жить как-то надо. В итоге возникают «зоны доверия», в которых граждане чувствуют себя более уверенно. Понятно, что рекламные кампании строятся с учетом ландшафта подобных настроений. Но что это за ландшафт?
Исследование проведено совместно Sostav (2019 год) и Online Market Intelligence (OMI) методом онлайн-опроса. В нем приняло участие свыше 28 тысяч респондентов, проживающих в крупных средних и малых городах России, расположенных во всех Федеральных округах. Проводится с 2016 года.
«Большой брат» все ближе
Цифровизация привела к тому, что мониторинг действий людей приобрел тотальный характер. Фиксируется все и везде, причем не только в интернете, но и в офлайне: камеры, программное обеспечение для распознавания лиц и так далее. Ужас, конечно. Но не ужас-ужас-ужас. Динамика ответов респондентов за последние четыре года свидетельствует, что люди постепенно привыкают к вездесущему «большому брату». Как впрочем, привыкают они и к принципу личной ответственности за собственную безопасность.
Как люди относятся к системе мониторинга их действий, полное согласие с утверждениями, доля, %, любое число ответов
Как следует из результатов исследования: доля тех, кто полностью согласен с необходимостью принимать меры безопасности, делая онлайн-покупки, выросла за последний год на 2,5 процентных пункта. И это при том, что для анализа мы выбрали «жесткий вариант» ответа: полное согласие с утверждением. Если рассматривать полное + частичное согласие, то соответствующая доля превысит 80%.
Женщины демонстрируют заметно большую озабоченность проблемами безопасности, чем мужчины. Доля первых, полностью согласных с тем, что им нравятся предупреждения о скрытом наблюдении, составляет 53%, а вторых только 44%. Впрочем, гендерные различия проявляются не во всех областях: использование поисковиками истории запросов для улучшения таргетинга рекламы беспокоит женщин в той же степени, что и мужчин.
Негативные последствия утечки ПД
Привыкание к мониторингу снижает бдительность и повышает вероятность утечки персональных данных. Что в этом плохого? Практически полный перечень возможных последствий представлен на диаграмме ниже.
«Каких неприятных последствий вы опасаетесь в случае утечки персональных данных?», доля, %, не более трех ответов
Представления людей о негативных последствиях утечки ПД оказываются удивительно постоянными. По мнению респондентов, наибольший риск этой ситуации заключается в потере денег. Чуть меньше, но примерно на том же уровне — возможность столкновения с криминалом, еще на ступеньку вниз — вред для семьи. Единственный фактор, в поведении которого заметен последовательный понижательный тренд — это риск вторжения в личную жизнь, впрочем, амплитуда изменений так же невелика — три процентных пункта за четыре года.
Впрочем, позиция того или иного фактора в этом своеобразном рейтинге может измениться, если учитывать не только средние значения, но и социально-демографические характеристики выборки.
Так, например, женщины более «тревожны», когда речь идет возможности создания фальшивых документов на ее имя (разница с мужчинами составила в 2019 году свыше 11 п.п.), злоупотреблении ПД, обычно связанном с криминалом (7 п.п.), и личных финансовых потерях (6 п.п.).
У мужчин другие болевые точки: ошибочное подозрение в преступлении (разница с женщинами 4 п.п.) и вторжение в личную жизнь (2 п.п.).
Однако еще больше различия по отдельным позициям в зависимости от возраста и размера города респондентов. Для примера (данные 2019 года):
- личные финансовые потери отметили как важные 45% молодых людей (18 — 24 года) и 59% тех, кому за 55 лет.
- возможность получения психотравмы от ощущения собственного бессилия в большей степени актуальна для жителей Москвы, чем маленьких городов (6,5% и 3,1%, соответственно). Разумеется, здесь и далее речь идет о статистически значимых различиях.
Кому верить
Думая о негативных последствиях утечки ПД, потребители, клиенты и пользователи всегда — осознанно или нет — оценивают вероятность наступления этого события. А оно во многом зависит от сферы деятельности реципиента ПД. Кому пользователи доверяют больше, а кому меньше?
Как легко видеть из приведенных данных, самым надежным в этом смысле партнером люди считают банк. Интернет-магазинам верит каждый десятый, а доля тех, кто считает возможным доверить свои ПД исследовательской компании без каких-либо последствий, исчезающее мала: 3% - 4%.
Интересно, что все показатели — в отличие от предыдущих случаев — демонстрируют схожую динамику. Мы видим провал уровня доверия в 2017 году и постепенное восстановление к 2019 году. И ровно так же ведет себя доля тех, кто затруднился с выбором: минимум отмечен в 2016 году (14%), затем в 2017 г. доверие падает и одновременно растет доля затруднившихся (19%), далее процесс пошел в обратную сторону. Такого рода динамика свидетельствует о том, что «затруднившиеся» достаточно быстро могут изменить свою точку зрения, если предъявить им убедительные аргументы. Однако, чтобы сделать это, надо их найти.
Использование социально-демографических параметров позволяет выявить жителей «островов недоверия». Прежде всего, это люди 45 — 54 лет. Разрыв между ними и поколением 18 — 24 года по уровню готовности доверить ПД достигает 10 п.п. На этих «островах» много москвичей. Доля жителей столицы, готовых доверить ПД банкам, госучреждениям, медицинским и страховым компаниям статистически значимо меньше средних параметров. Заметим в скобках, что это не относится к исследовательским компаниям — тут обратная картина: доля москвичей, доверяющих им, почти вдвое больше, чем в среднем по стране, хотя и остается, конечно, весьма низкой — 5%.
«Могли бы Вы доверить свою личную информацию при использовании следующих сервисов», доля, %, любое число ответов