В преддверии Дня PR-специалиста, который в России отмечают 28 июля, аналитики медиахолдинга Rambler&Co опросили интернет-пользователей со всей страны и выяснили, чем, по их мнению, занимаются пиарщики (результаты опроса есть в распоряжении Sostav). Оказалось, что 99% респондентов имеют представление о деятельности PR-специалистов.
Однако версии разные: 43% опрошенных считают, что они отвечают за имидж и репутацию компании или персоны, по 16% участников опроса назвали PR-специалистов «мастерами по написанию пресс-релизов и работе с негативом». 10% россиян уверены, что PR-менеджеры круглосуточно общаются с людьми и всех знают, 7% считают их организаторами мероприятий, 4% думают, что пиарщики размещают рекламу, а 3% опрошенных полагают, что они «проводят всё время в телефоне».
Только 1% респондентов не понимают, чем занимаются PR-специалисты. В аналогичном исследовании 2021 года о задачах пиарщика не знали 20% респондентов, напомнили в Rambler&Co.
Опрос проходил на активах медиахолдинга Rambler&Co с 13 по 20 июля 2023 года. Охват составил 104 182 интернет-пользователя, среди которых 72% мужчин и 28% женщин. Каждый десятый участник опроса — PR-специалист.
Согласно опросу, две трети (66%) россиян убеждены, что PR-специалисты нужны абсолютно всем компаниям. 25% респондентов считают, что такие специалисты должны работать не в штате, а либо на аутсорсе, либо иметь договор с коммуникационным агентством. 6% опрошенных видят пользу инхаус-PR только в крупных компаниях, 3% — только в малом и среднем бизнесах.
Одинаковое количество респондентов высказались за то, что пиарщику необходимо иметь профильное образование (35%), а также что личные качества вкупе с практикой намного важнее (35%). При этом 12% участников опроса очень удивились, что можно выучиться на PR-специалиста, а 9% россиян предположили, что достаточно получить любое высшее образование. 6% считают, что обучение не важно, если есть «нужные связи и контакты», 3% опрошенных не видят пользы от образования в этом направлении.
Среди самых необходимых личностных качеств PR-специалиста респонденты назвали коммуникабельность (15%), умение анализировать (12%), стратегическое мышление (11%), грамотный русский язык (11%), налаженные связи (10%). Остальные гибкие навыки, включая эмпатию, многозадачность, стрессоустойчивость, набрали менее 10% каждый.
Как отмечают аналитики Rambler&Co, в 2023 году россияне стали высоко оценивать труд PR-специалистов. Почти две трети (65%) респондентов думают, что они получают более 200 тыс. руб. в месяц, 25% опрошенных считают, что зарплаты специалистов в этой сфере составляют от 50 до 200 тыс. руб., каждый десятый (10%) — не более 50 тыс. руб. В 2021 году предполагаемая зарплатная вилка была кардинально другой: 50% — от 50 до 200 тыс. руб., 31% — от 200 тыс. руб., 19% — не более 50 тыс. руб.
Самыми важными KPI (показателями эффективности) для PR-специалистов респонденты назвали улучшение бизнес-показателей (30%), увеличение охвата аудитории (19%), рост индекса цитируемости (14%) и количества публикаций в СМИ (11%). Остальные метрики (снижение негатива, PR Value — эквивалент рекламной стоимости, обеспечение трафика на ресурсы компании и другие) набрали менее 10% каждая.
Отвечая на вопрос о новых технологиях в профессии, почти половина (47%) россиян выразили мнение, что искусственному интеллекту (ИИ) полностью не заменить PR-специалистов в ближайшее время, остальные бы делегировали ему ряд задач. Например, 28% респондентов с помощью ИИ анализировали бы реакцию аудитории на PR-кампанию, 12% — делали мониторинг упоминаний бренда или персоны, 7% — писали пресс-релизы, 6% — выбирали наиболее подходящие для продвижения СМИ.